ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ - Страница 10

Такое расположение гимнографов (наиболее ранний пример встречается в дошедшей фрагментарно росписи храма монастыря Давидовица, Сербия, 1280 гг.) привычно для образов евангелистов в парусах центрального купола, оно же продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, занятых написанием своих сочинений – тип, также восходящий к изображению евангелистов. Иосиф Песнописец показан старцем с недлинной бородой, голова не покрыта, он сидит в кресле с подножием перед столиком, в руках длинный свиток с текстом, в чтение которого он погружён, выше – пюпитр с книгой. В храмовых росписях аналогичный по составу ряд гимнографов помещался также в наосе и фланкировал основные композиции: в церкви Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (конец XII в.) четыре образа в медальонах попарно размещены по сторонам на склоне арки; в церкви святителя Николая в селе Манастир близ Прилепа, Македония (1271 г.) фигуры четырёх гимнографов помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», а тексты на свитках отражают тему Боговоплощения; в церкви праведных Иоакима и Анны (Кралевой церкви) в монастыре Студеница, Сербия (1314 г.), также четыре фигуры попарно обрамляют композицию «Успение» (Иосиф Песнописец вместе с Феодором Студитом изображён на юго-западном пилоне). Вместе с Феодором Студитом (напротив друг друга) Иосиф Песнописец также изображён в росписи 1852 г., на своде арки во внешнем экзонартексе кафоликона монастыря Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса): седовласый старец с длинными, спадающими на плечи вьющимися волосами и длинной же разделённой надвое клиновидной бородой; в левой руке держит развёрнутый вверх свиток с текстом, в правой – перо, на правой же руке – длинные чётки. В нижнем ярусе росписи церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), в северо-западной части западной стены нартекса образы трёх монахов-гимнографов (Иосифа Песнописца, Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина) помещены рядом с традиционно монашеским сюжетом «Явление ангела преподобному Пахомию»; в облике Иосифа Песнописца – старца выделены черты аскета, его правая рука у груди в жесте благословения, в левой свёрнутый свиток. Изображениям гимнографов, в числе которых Иосиф Песнописец, была посвящена программа росписи в южном притворе церкви Богородицы Eвергетиды в монастыре Студеница, Сербия (1208–1209 гг.); их образы также есть в росписи афонских храмов (например, в кафоликоне монастыря Ксенофонт на Афоне (1545 г.) и др.). Примеры изображения «чина» гимнографов известны в миниатюрах из лицевых рукописей: например, из Октоиха конца XII в. из университетской библиотеки в Мессине, Италия. Образ Иосифа Песнописца включается в минейные циклы, как правило, под 4 апреля: в настенных минологиях в притворе нартекса архиепископа Даниила II, Печ, Косово и Метохия (1561 г.; полуфигура) и в церкви святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.; в рост).

 



 
PR-CY.ru