ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ - Страница 6

Иосиф Песнописец избегает громоздких выражений, искусственных форм и оборотов, но иногда для сохранения ритма тропаря употребляет сложные слова. Догматические истины, нередко встречающиеся в канонах, передаются языком точных соборных определений. Довольно часто в тропари вставлены фразы из Священного Писания, в них много библейских образов и метафор. В тропарях Иосифа Песнописца есть выражения из песнопений других авторов. Иосиф Песнописец не составлял ирмосов, он брал уже готовые из произведений других песнописцев (например, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского). Среди канонов Иосифа Песнописца исследователи называют наборы ирмосов, заимствованные из одного канона одного автора, из разных канонов одного автора, в некоторых случаях в каноне Иосифа Песнописца соединены ирмосы из разных произведений разных авторов. Исследователи отмечают, что каноны Иосифа Песнописца строятся на основании тождества слогов и ударений каждого тропаря песни с ее ирмосом. Тем не менее, иногда он допускает отступление от этих принципов: например, строка тропаря по количеству слогов может не совпадать с соответствующей строкой ирмоса, но общее количество всех слогов в тропаре остаётся равным ирмосу. По требованию ритма, особенно если в тропарях есть лишние слоги, или их не хватает сравнительно с ирмосом, Иосиф Песнописец использует элизию, красис и другие поэтические приёмы. Он нередко отступает от правил грамматики для сохранения тонического ритма. Особое место в творчестве Иосифа Песнописца занимают так называемые венки канонов, т.е. циклы канонов, посвящённых одной теме, каждый из которых написан на свой глас. Большинство канонов Минеи авторства Иосифа Песнописца написано на четвёртый и плагальный четвёртый (т.е. восьмой) гласы. Иосиф Песнописец писал каноны, состоящие из восьми песней (без второй песни) или из девяти песней (со второй песнью), причём первых больше. Сохранились трипеснцы и четверопеснцы Иосифа Песнописца для Постной и Цветной Триодей. Существуют различные гипотезы о написании Иосифом Песнописцем минейных канонов. Исследователи полагают, что он хотел заполнить недостающие дни памятей или же составлял каноны на дни освящения монастырей, храмов и часовен, располагавшихся в Константинополе и его окрестностях. Ряд канонов Иосиф Песнописец мог написать по частным заказам. Исследователи не исключают, что Иосиф Песнописец пытался реализовать крупный гимнографический проект составления Минеи. Большинство дошедших до нас канонов Иосифа Песнописца было каталогизировано независимыми друг от друга исследователями его гимнографического творчества – протоиереем В. Рыбаковым и Е. Томадакисом. Протоиерей В. Рыбаков перечисляет 464 канона, составленные Иосифом Песнописцем для Минеи, Е. Томадакис – 385. На основании списков протоиерея В. Рыбакова и Е. Томадакиса, а также современных указателей исследователи выделяют следующие каноны Иосифа Песнописца для Минеи (нумерация канонов носит условный характер).

 



 
PR-CY.ru