ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ - Страница 5

Кроме многочисленных гимнографических сочинений Иосифу Песнописцу принадлежат Похвальное слово апостолу Варфоломею и, как полагают исследователи, Житие преподобного Иоанна, игумена монастырей мучеников Сергия и Вакха и мученика Диомида, сохранившееся только в грузинском переводе. Песнопения Иосифа Песнописца составляют значительную часть современных богослужебных книг. Больше всего канонов было написано им для Минеи, содержащей службы памятей годового неподвижного богослужебного цикла. Также утверждается авторство Иосифа Песнописца ряда канонов современного Октоиха, Постной и Цветной Триодей. Особенностью канонов Иосифа Песнописца является содержащийся в акростихе девятой песни (или восьмой и девятой песней) авторский автограф – имя Иосиф в форме родительного или реже именительного падежа (впоследствии такую манеру подписи переняли у Иосифа Песнописца некоторые творцы канонов, в частности, Евхаитский митрополит Иоанн Мавропод, XI в.). Исследователи отмечают, что в канонах Иосифа Песнописца нередко прочитывается алфавитный акростих, встречаются двенадцатисложники и др. Для канонов без именных акростихов авторство Иосифа Песнописца зафиксировано церковной традицией в надписании имени Иосиф как перед каноном, так и на полях рукописей, причём нередко в виде аббревиатуры. Исследователи обычно не сомневаются в авторстве Иосифа Песнописца для канонов Минеи, содержащих именной акростих или надписанных именем Иосиф. В отношении канонов Октоиха и Триодей мнения учёных расходятся. Некоторые исследователи приписывают эти песнопения Фессалоникийскому архиепископу Иосифу, брату Феодора Студита. Тем не менее, протоиерей В. Рыбаков утверждает авторство Иосифа Песнописца для всех этих песнопений. Он считает, что традиция, согласно которой Иосифу Студиту приписывается авторство ряда канонов Постной Триоди, зародилась на основании синаксаря Недели о мытаре и фарисее, составленного Никифором Каллистом Ксанфопулом (XIV в.). В нём говорится, что св. братья Иосиф и Феодор Студиты составили многочисленные песнопения для периода Четыредесятницы. По мнению протоиерея В. Рыбакова, подлинные и спорные песнопения Иосифа Песнописца по содержательным и художественным параметрам тождественны, т.е. должны принадлежать одному автору. Также протоиерей В. Рыбаков ссылается на богатый исторический материал, свидетельствующий об активной гимнографической деятельности Иосифа Песнописца, и отмечает почти полное отсутствие в источниках упоминания о песнотворческой деятельности Иосифа Студита. Е. Томадакис считает, что Иосиф Студит также писал каноны, но их гораздо меньше, чем составленных Иосифом Песнописцем. В качестве критерия атрибуции канонов Е. Томадакис указывает на наличие именного акростиха. Оба песнотворца используют именной акростих в девятой песни (или в восьмой и девятой песнях) канона, но если Иосиф Студит этим ограничивается, то Иосиф Песнописец проводит акростих через все песни канона. Исследователи отмечают, что для канонов Иосифа Песнописца характерно лексическое и стилистическое однообразие. Язык его канонов в сравнении с языком песнопений предшественников и современников прост и ясен.

 



 
PR-CY.ru