ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ - Страница 11

В русских лицевых иконных минеях он обычно изображается в рост, в монашеских одеждах, с куколем на плечах, в правой руке свёрнутый свиток, левая скрыта мантией: на минее годовой (первая половина XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен) – в преклонных летах, с залысинами на лбу, борода длинная, клиновидная; на двусторонней иконе на март и апрель из состава годового минейного цикла на шести двусторонних иконах-таблетках (вторая половина XVI в., собрание Михаила Борисовича Миндлина); на иконе-минее на апрель (конец XVI в., Череповецкое музейное объединение); на минейной иконе на апрель (начало XVII в., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии); на годовой минее (начало XIX в., Ульяновский музей); на минее на апрель (конец XIX в., частное собрание), в волосах на голове и недлинной округлой бороде заметны седины, в руке – свёрнутый свиток; изображён в рост, в развороте на три четверти вправо к своему «собеседнику» Георгию Малеину, память которого празднуется в тот же день. В гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского (1722 г., Государственный литературный музей) Иосиф Песнописец показан в рост, в развороте на три четверти вправо, с куколем на голове, с бородой средней длины, немного сужающейся книзу, в левой руке он держит раскрытую книгу, правая – перед грудью; минейные офорты с раскраской в пять цветов, выполненные Иваном Константиновичем Любецким (1730 г., Российская государственная библиотека), более грубы по технике и менее затейливы по иконографии, Иосиф Песнописец представлен фронтально в рост, в левой руке свиток. Единолично Иосиф Песнописец изображен на иконе XVII в. в монастыре Дионисиат на Афоне: фронтально в рост, голова не покрыта, залысины на лбу и округлая борода делают его облик сходным с обликом святителя Николая, в руках длинный свиток с текстом. Появление достаточно редких в русской иконописи отдельных образов Иосифа Песнописца или его изображений в составе избранных святых, как правило, было обусловлено личной волей заказчика, чьим соименником был этот святой. Он изображается в традиционном монашеском облачении, голова не покрыта (куколь на плечах). Так Иосиф Песнописец представлен на иконе письма Андрея Рагошкина «Святые Сергий Радонежский, Иосиф Песнописец и Савва Сторожевский» (1867 г., частное собрание), выполненной «по усердию» Иосифа Савельевича Галкина, о чём сделана соответствующая надпись на нижнем поле. На верхнем поле в небесной сфере изображена Святая Троица, фронтальная фигура Иосифа Песнописца помещена в центре средника; у него вьющиеся волосы, короткая борода, округлая, правая рука в жесте именословного благословения, в левой раскрытый свиток с текстом Пс. 14:1 («Господи, кто обитает в жилищи Твоем…»); разделка монохромных одежд сплошь выполнена золотом. Ещё на одной иконе письма Алексея Мартынова Сафьянникова (1750 г., музей Андрея Рублёва) Иосиф Песнописец изображён по минейному принципу вместе с Георгием Малеиным, в центре вверху в картуше – «Воскрешение Лазаря»; голова Иосифа Песнописца не покрыта, борода средней длины, раздвоенная на конце, ладонь левой руки прижата к груди, указующий перст правой направлен вверх. В современной иконописи образ Иосифа Песнописца представлен иконой 1984 г. письма архимандрита Зинона (Теодора), её иконографической основой стала фреска церкви Панагии Аракос.



 
PR-CY.ru