«ИЛИИ ПРОРОКА АПОКАЛИПСИС» - Страница 2

Кроме того, в древности были известны также сочинение иудейского писателя Евполема «О пророчестве Илии», гностическое сочинение с пророчествами от имени Илии и апокрифы о пришествии антихриста, перекликающиеся с «Апокалипсисом пророка Илии» (другой греческий фрагмент подобного пророчества об антихристе от имени пророка Илии содержится в рукописи XIII в.), которые приписывались некоему пророку. По мнению исследователей, к «Апокалипсису пророка Илии» близко сочинение на еврейском языке, сохранившееся в рукописи XV в. Оно гораздо ближе к жанру апокалиптики, чем «Апокалипсис пророка Илии». В тексте описан сон пророка Илии (3 Цар. 19:5), во время которого пророку является архангел Михаил и сообщает о последних днях. В серии видений архангел предрекает войны персидского царя против Израиля, появление Мессии и антихриста (носящего имя Гигит), наступление сорока лет благоденствия, победу над Гогом и Магогом, сорок дней Божия суда, воскресение мёртвых, наказание нечестивых и вознаграждение праведных, а также явление нового Иерусалима с небес. Исследователи относят это сочинение к III в. н.э. или к ранневизантийской эпохе. По их мнению, оно повлияло на пятую книгу Варуха. Поскольку ряд тем и образов перекликаются с «Апокалипсисом пророка Илии», исследователи делали предположения о том, что оба сочинения восходят к общему источнику. Большинство исследователей полагают, что «Апокалипсис пророка Илии» представляет собой христианскую переработку иудейского сочинения (об этом говорят, прежде всего, некоторые противоречия в описании одних и тех же событий, например, две версии спасения праведников в 5:2–6 и два варианта сожжения земли огнём в 5:22 и 5:36). Однако реконструировать его первоначальный облик, по мнению исследователей, невозможно. Христианский вариант, по мнению исследователей, появился, скорее всего, в Египте, поскольку именно оттуда происходит большинство свидетельств текста. Ввиду вторичности образов, встречающихся в «Апокалипсисе пророка Илии», этот памятник, по мнению исследователей, трудно датировать. К тому же он легко распадается на отдельные блоки, происхождение которых, по мнению исследователей, может быть различным. Например, во втором разделе «Апокалипсиса пророка Илии» заметно влияние египетского «Пророчества горшечника» (III в. до н.э.). Ту редакцию памятника, которая сохранилась в коптской версии, обычно датируют III в. Автор «Апокалипсиса пророка Илии», по мнению исследователей, принадлежал к христианам или иудеохристианам Египта или же стран, находившихся в непосредственном контакте с Египтом.

 



 
PR-CY.ru