ИКОРТА - Страница 3

Наружные массы церкви образуют стройную ступенчатую композицию. Особо декорирован купол церкви, цилиндрический барабан которого гармонично завершает архитектурную композицию. Его высокие и узкие окна обведены декоративными арками, оконные обрамления покрыты меняющимися орнаментальными мотивами. Поля поверх окон и карнизы барабана и фасадов церкви были также орнаментированы (не сохранились). Композиция фасадов характерна для грузинской архитектуры XI–XII вв.: при большой декоративной насыщенности и выразительности она структурирована многопрофильной, местами ломаной аркатурой, богато украшенным орнаментом оконных наличников. Орнамент сочный, пластичный, рисунок свободный и мягкий, резьба глубокая. На плоскости стены восточного фасада выделяются две глубокие треугольные ниши, фланкирующие центральную вертикальную композицию, состоящую из декоративного креста, наличника и ромбов. Центром композиции западного фасада является портик (1673 г.), над которым расположены два окна; судя по фрагментам, исследователи сделали вывод, что первоначальный портик был меньше по размерам и более соответствовал храму, чем поздний. Южный и северный фасады решены сходным образом, с композициями из расположенных треугольником трёх окон по центру. Под правым окном южного фасада сохранились солнечные часы в виде полукруга с высеченными на камне 12 отрезками, подписанными означающими числа буквами, а также с гномоном в центре. Южный фасад имел богато оформленный портик (не сохранился). Росписи рубежа XII и XIII вв. сохранились фрагментарно. В своде купола помещено изображение креста в ореоле, ниже – Деисус и девять архангелов. В оконных простенках барабана фронтально и в рост – 12 пророков, под окнами – незначительные фрагменты 12 фронтальных поколенных фигур святых. Росписи алтаря и стен церкви располагаются в три регистра. В конхе алтаря представлена Богоматерь с Младенцем на троне; справа от Неё сохранились фрагменты изображения архангела Михаила. Ниже, во втором регистре, – «Евхаристия», с дважды повторенной фигурой Иисуса Христа в центральной части композиции; изображения апостолов едва различимы. В третьем регистре, переходящем в виму, святительский ряд из десяти фигур (частично сохранились четыре), расположенных в повороте на три четверти и держащих развёрнутые списки в руках. В откосах северного окна сохранилось изображение двух диаконов. В первом регистре росписи северного рукава едва различимы фрагменты композиции «Благовещение»; во втором, между окнами, – «Распятие» в сокращённой редакции (фигуры Спасителя, Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова); в третьем – незначительные фрагменты композиций Страстного цикла «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад». В третьем регистре росписи южного рукава сохранились следы композиции «Сошествие Святого Духа». В западной части роспись не сохранилась.



 
PR-CY.ru