ИОСЕЛИАНИ Платон Игнатьевич - Страница 3

В июне 1844 г. П.И. Иоселиани возвратился в Грузию, 15 декабря был назначен «чиновником за прокурорский стол» в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, где прослужил до июля 1857 г., затем по его просьбе был переведён в гражданское ведомство, в канцелярию наместника Кавказа чиновником особых поручений пятого класса, где проработал вплоть до кончины. Способности и трудолюбие П.И. Иоселиани были хорошо известны высшим гражданским властям Грузии, и в начале 1845 г. главноуправляющий Грузией Александр Иванович Нейдгарт назначил П.И. Иоселиани редактором газеты «Закавказский вестник» (до начала 1856 г.). Церковная история и археология, описание монастырей, храмов, святынь ГПЦ, жизнеописание грузинских святых стали основной темой исследования П.И. Иоселиани. Он активно публиковал статьи в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата», в журналах «Кавказ», «Закавказский вестник», «Кавказский календарь», «Цискари» («Заря»), «Кавказская жизнь». Написал очерки о просветительнице Грузии св. Нине, о мученике Бидзине Чолокашвили, об Иерусалимском патриархе Досифее и отношениях ГПЦ с восточными поместными церквами, о монастырях Шиомгвиме, Гелати, Икорта, Кабенском и др., о документах Руставской епархии, о горе Мтацминда, где подвизался Давид Гареджийский, о святынях Самеба и Алеви и др.; сочинения, посвящённые грузинской этнографии (о грузинском календаре, летосчислении, праздновании грузинами новолетия и др.), археологии (о находках в Кахети, о Дербентских «железных вратах» в Имерети и др.) и истории (о книге Георгии Саакадзе, о правлении грузинских царей-мусульман и др.); путевые заметки из поездок по Гурии, по Пшави, по Жинвали, по грузинским городам, составил описание увиденного от Тифлиса до Ахталы и от Тифлиса до Мцхеты. Большинство этих сочинений П.И. Иоселиани были изданы отдельными оттисками, как и путевые записки по Кахети и Дагестану, описания городов Тифлиса и Душета, сочинение о творчестве Шота Руставели. П.И. Иоселиани одним из первых поставил перед собой цель изучить грузинские книги и рукописи, хранящиеся в принадлежавших ранее грузинам монастырях в Иерусалиме и на Афоне, о чём он писал ещё в 1838 г. в письме М.И. Броссе. 30 декабря 1848 г. П.И. Иоселиани подал рапорт на имя наместника на Кавказе графа Михаила Семёновича Воронцова о разрешении выехать на Афон. П.И. Иоселиани сообщал, что в 1842 г. ему удалось от одного из грузинских монахов, подвизавшихся в Иверском монастыре (Ивироне; Н. Махатадзе полагает, что речь идёт об «Афонском каталоге» Илариона Грузина; Канчавели), получить опись «одной только малой части (грузинских) книг», и что он готов «исполнить вековое желание занимавшихся историей Грузии обозреть эту сокровищницу грузинской литературы».

 



 
PR-CY.ru