ИОНА, Сысоевич - Страница 6

Раскрытый при реставрации портрет Ионы не является авторским, под ним есть более ранний слой масляной живописи. В результате физико-оптического исследования портрета было выявлено, что рисунок верхнего и нижнего слоев живописи не совпадает: в первоначальном варианте архиерейская шапка изображена ниже, её тулья и опушь, очертания волос шире, борода существенно меньше, контуры плеч выше. По мнению исследователей, портрет, скорее всего, был создан при жизни Ионы, во время его частых пребываний в Москве. Поновление могло быть осуществлено в последние годы жизни Ионы или вскоре после его кончины. В конце XVII в. нередко писали портрет «во успении», т.е. после смерти, но портретируемого изображали живым. Мастер, выполнивший запись, ориентировался на авторский образ. В XIX в. было создано три портрета Ионы, что связано с большим интересом к личности строителя знаменитого Ростовского кремля. В 1855 г. высказано пожелание, чтобы с «ветхого и повреждённого» портрета «любители древностей, из Ростовских граждан, не поскупились снять возможно – точную копию… в увековечение памяти о знаменитом иерархе, так много сделавшем для их города». Написанный вскоре по заказу П.В. Хлебникова портрет Ионы в 1858 г. был отослан в дар Ярославскому архиерейскому дому. В 1883 г. он был подарен архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном (Рудневым) на открытие Ростовского музея церковных древностей. На портрете около 1858 г. к раннему оригиналу восходит изображение лица и архиерейской шапки Ионы. В остальном это традиционный парадный архиерейский портрет более крупного размера, приближающийся к поколенному, исполнен в академической манере, без авторской подписи. Иона написан в богослужебном облачении (на нём митра, саккос, омофор, панагия с образом Спаса), правой рукой именословно благословляет, в левой – высокий архиерейский посох без сулока. Портрет был повторен в гравюре (цинкографии), впервые опубликованной в 1885 г., затем неоднократно воспроизводился. В нижней части гравюры поставлены инициалы мастера – «А.З.». Эстамп отличается от живописного образца некоторыми деталями: изображение поясное, изменен рисунок панагии, орнаменты на одеждах и др. После публикации в 1855 г. сведений о раннем портрете Ионы один из лучших ростовских мастеров скопировал оригинал в технике живописи по эмали на медной основе (в 1884 г. эмалевый образ поступил в Ростовский музей церковных древностей из церкви Спаса на Сенях). Узнаваемы лицо Ионы с седыми, тонко проработанными волосами и окладистой бородой, рисунок архиерейской шапки. В трактовке личного сочетаются приёмы иконописи и академической светотеневой моделировки. Фиолетовый фон написан пунктиром, с более тёмной надписью «Иона митрополит». В 1988 г. появился миниатюрный эмалевый поясной портрет Ионы на круглой крышке коробочки (художник Лариса Далгатовна Самонова, ювелир Андрей Алексеевич Власычев). Иона представлен в аналогичном облачении, в левой руке – жезл, персты десницы указывают на Ростовский кремль, расположенный позади иерарха. На фоне среди невысоких зелёных деревьев видны соборная звонница с колоколами и башни кремля, построенного Ионой. На облачном небе помещена надпись: «Иона Сысоевич». Все известные изображения Ионы сохраняют черты портретного сходства, в них использована единая иконографическая схема, восходящая к прижизненному портрету.



 
PR-CY.ru