ИОАНН Устюжский - Страница 9

Этот источник в сочетании с писцовой книгой Великого Устюга 1676–1683 гг., где описана уже каменная церковь во имя Иоанна Устюжского, выстроенная в 1656–1663 гг. на средства Никифора Ревякина, позволяет исследователям не только представить типологию и облик несохранившихся изображений Иоанна, которые находились в главном центре его почитания, но и сопоставить развитие иконографии этого святого с эволюцией иконографии Прокопия Устюжского, погребённого в соседней, Прокопиевской церкви. Как отметил В.М. Сорокатый, история обоих храмов и их убранства во многом развивалась синхронно и связана с именами одних и тех же вкладчиков. В 1620 гг. в церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня находились икона Иоанна в богатом уборе, служившая крышкой раки, и два более ветхих надгробных образа на празелени, бесспорно сохранявшиеся как святыни (старые надгробные иконы блаженного Прокопия упоминаются и в его храме), а также единоличный образ на золоте, стоявший в местном ряду иконостаса. Иконографические особенности этих произведений, среди которых могли быть и древнейшие образы Иоанна начала XVI в., исследователям неизвестны. Однако первые три иконы, по мнению исследователей, представляли собой традиционные для крышек гробниц прямоличные изображения святого в рост, которые сменяли друг друга в ходе перестроек храма (согласно писцовой книге 1676–1683 гг., где тоже упоминаются три надгробные иконы Иоанна, одна из них была вложена Строгановыми). Икона из местного ряда, которую исследователи отождествляют с пядницей, стоявшей на том же месте в 1670 гг., могла быть поясным фронтальным образом, подобным небольшой иконе Прокопия Устюжского последней трети XVI в. (Третьяковская галерея). Некоторые из изображений Иоанна Устюжского, находившихся в храме Происхождения честных древ Креста Господня, уже к началу XVII в. имели славу чудотворных. В одном случае это явно надгробная икона (описание чуда блаженных Прокопия и Иоанна, относящегося к XVII в., содержит следующую рекомендацию ищущему исцеления: «…И коснися устама своима чюдотворному образу его святаго и праведнаго Иоанна»). В другом тексте речь идёт о некоем «образе блаженнаго Иоанна», вынесенном (вместе с чудотворным образом Божьей Матери «Одигитрия» и иконой Прокопия Устюжского и Варлаама Хутынского) на стены устюжского острога во время нашествия литовцев в 1613 г. Наряду со старыми надгробными иконами к 1620 гг. в церкви Происхождения честных древ Креста Господня хранилась ветхая хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного на лицевой стороне и Иоанна Устюжского на обороте. На гробнице Иоанна в 1620 гг. находилось два покрова без изображения святого, что отличало его раку от раки блаженного Прокопия, на которой в это время лежало пять покровов, в том числе лицевой. Ситуация изменилась к 1670 гг., когда раку Иоанна Устюжского уже покрывал лицевой покров, вложенный в середине XVII в. Андреем Васильевичем Волынским (в 1643–1644 гг. – устюжский, в 1655–1657 гг. – вологодский воевода). Во второй половине XIX в. в церкви во имя Иоанна Устюжского сохранялись два старинных шитых покрова с изображением святого, уже не использовавшиеся по назначению (в литературе упоминаются как «образы») и, кроме того, подвергавшиеся переделкам (личное было записано красками).

 



 
PR-CY.ru