ИОАНН Устюжский - Страница 5

Ареал распространения иконографии блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских довольно широк: это не только Великий Устюг с ближайшими окрестностями и города Сольвычегодск, Лальск, Тотьма, но и города других регионов России. Ряд факторов (широкое почитание юродивых в период позднего Средневековья, роль Великого Устюга как торгового и художественного центра, одного из крупнейших городов Ростовской епархии, а с 1682 г. – кафедрального города, близость владений Строгановых, которые поддерживали почитание Устюжских святых как покровителей всего региона, а также активное участие устюжан в освоении окраин государства и новоприсоединённых земель) способствовал распространению соответствующих престолов и изображений на Русском Севере, в Централной России, на Урале и в Сибири вплоть до Иркутска и Якутска. Иконография Иоанна Устюжского, предположительно опиравшаяся на впечатления помнивших его устюжан, обладала относительно устойчивыми признаками. Это подтверждают сведения о внешности святого, приведённые во многих иконописных подлинниках, где они иногда повторяются дважды или трижды – под 29 мая, 12 ноября (второй день памяти Иоанна, совпадающий с днём памяти соимённых ему Иоанна Милостивого и Иоанна Власатого Ростовского) и 8 июля (вместе с описанием внешности Прокопия Устюжского), как полагают исследователи, происходившие из разных источников. Даже в самых лаконичных текстах указываются основные особенности иконографии Иоанна Устюжского: кроме молодости это, прежде всего, знак его принадлежности к лику юродивых – «риза»-рубище, обычно белое (причины преобладания этого цвета исследователям неизвестны, но, по их мнению, в сочетании с юношеским обликом он подчёркивал чистоту и непорочность Иоанна), иногда «изчерно белое». Как полагают исследователи, в соответствии с последним уточнением в памятниках живописи оно может быть не только белым, но и тёмным, например, на иконах блаженных Прокопия и Иоанна середины XVII в. из Холмогор (музей-заповедник «Коломенское») и 1680 гг. из церкви Феодоровской иконы Божьей Матери в Ярославле (Ярославский музей-заповедник); исследователям известны случаи украшения одежды святого мелким орнаментом: икона блаженных Прокопия и Иоанна второй четверти XVII в. из собрания Михаила Евгеньевича Де Буара (Елизаветина). Согласно подлинникам, рубище как бы обвивает тело Иоанна, оставляя открытыми руки (нередко «молебны», т.е. воздетые к небесам), колени, одно плечо и грудь с выступающими рёбрами, что подчёркивает аскетическую худобу святого. Этот комплекс признаков, воспроизведённых в сохранившихся памятниках (прежде всего, экспрессивный характер одеяния), уподобляет Иоанна его предшественникам – блаженным Андрею Константинопольскому, Исидору Ростовскому и отчасти Прокопию Устюжскому: для иконографии этих юродивых также типичен мотив рубища с резкими диагональными контурами и отлетающими складками, которое открывает грудь, руки и ноги (ср. также иконографию Марии Египетской). Ранние изображения Исидора Ростовского в подобной «ризе» белого цвета («Шестоднев» второй четверти XVI в. из собрания Ильи Семёновича Остроухова, Третьяковская галерея; многочастная икона середины – третьей четверти XVI в. из Каргополя – Вологодский музей-заповедник) позволяют исследователям видеть в них прототипы иконографии Иоанна или, по крайней мере, говорить о взаимодействии двух традиций.

 



 
PR-CY.ru