ИОАНН Устюжский - Страница 3

Князь Семён Иванович Шаховской, который в 1646–1648 гг. был наместником в Сольвычегодске и в Великом Устюге, составил «Слово похвальное святым и блаженным Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, Устюжским чюдотворцем» в стихах (начало: «Прокопия похвалим, Иоанна ублажим, двоицу святую соединим и похвальную им принесем и скажем»). По мнению исследователей, князю С.И. Шаховскому принадлежит «Чюдо 28 святых и праведных Устюжских чюдотворцов Прокопия и Иоанна, како избависта град Устюг от нахождения полских и литовских людей». В 1662 г. Житие Иоанна под 29 мая было опубликовано в Прологе московской печати. Память святого отмечена под 29 мая в Коряжемских святцах (Российская государственная библиотека, 1621 г.) и в «Описании о российских святых» (сочинение известно исследователям в списках XVIII–XIX вв.). В 1610 г. устюжский воевода Иван Филиппович Стрешнев служил благодарственный молебен Московским святителям и Устюжским святым Прокопию и Иоанну в связи с взятием русским войском Дмитрова. В 1650 гг. возобновилась запись чудес, происходивших по молитвам блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских, считавшихся небесными покровителями Великого Устюга. В чуде 21 рассказывается, как были наказаны паломники из Астрахани, шедшие через Великий Устюг в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, которые усомнились в благодатности Устюжских чудотворцев («овии непщующе блаженнаго Прокопия болии Иоанна быти мняху, инии же ко обоим неверием одержими, яко не быти от них чюдотворению» – Российская государственная библиотека). За неверие паломники были наказаны болезнью («корчетой»), от которой исцелились после молитвы у мощей святых. «Чюдо 27 Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святых блаженных иже Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, Устюжских чюдотворцев, о некоей жене именем Соломонии, како избавита ю от насилия диаволскаго – от водных демонов», составленное устюжским священником Иаковом, получило распространение в агиографических сборниках как отдельная повесть. Бесноватая Соломония, заболевшая из-за того, что её в младенчестве крестил пьяный священник, была исцелена благодаря заступничеству Прокопия и Иоанна Устюжских, которые закололи кочергами изгнанных из неё бесов (в начале XX в. Алексей Михайлович Ремизов создал литературную обработку повести). Около 1680 г. во имя блаженных Прокопия и Иоанна Устюжских был освящён южный придел в храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Москве (Малое Вознесение), который был построен в ремесленной слободе, населённой выходцами из новгородских и устюжских земель. В 1764 г. купец из города Лальска И. Попов снарядил судно «Иоанн Устюжский», совершившее плавание к Ближним и Лисьим островам в Тихом океане. В 1820 г. во имя Иоанна освятили часовню близ Великоустюжского во имя архангела Михаила монастыря. На рубеже XVII и XVIII вв. в селе, где родился Иоанн, началось почитание Пуховской иконы Божьей Матери. В Сказании о Пуховской иконе, известном в единственном списке (Российская национальная библиотека, начало XVIII в.), повествуется об исцелении больных, которым явилась Пресвятая Богородица и повелела, чтобы они шли поклониться Её иконе в Пухове.

 



 
PR-CY.ru