ИОНА, Иван - Страница 5

Иона не участвовал в хиротонии в Москве в 1464 г. митрополита Филиппа I, поставление которого даже не отмечено в новгородских летописях. В 1464 г. обострились отношения с Псковом, который входил в Новгородскую епархию. Псковичи направили грамоту великому князю Ивану III, прося содействия в учреждении в Пскове епископской кафедры. Одновременно были захвачены владения Новгородской кафедры в Псковской земле («хлеб отъяша домовный святеи Софеи и отца своего архиепископа владыкы Ионы» – Полное собрание русских летописей, том 16). Великий князь, посовещавшись с митрополитом Феодосием, не удовлетворил просьбу псковичей, и в следующем году после переговоров с Великим Новгородом псковичи вернули «землю и воду владычню» и целовали крест на вече «держати мир по старине, а владыке Новогородскому ездити во Псков по старине на свою пошлину» (имеется в виду архиепископский подъезд, сопровождавшийся сбором судебных и других податей). 6 октября 1465 г. в Псков приехал Иона, торжественно встреченный горожанами, и оставался почти четыре недели. Пока он находился в городе, произошёл крупный пожар, Иона тогда был в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре. После отъезда архиепископа псковичи пережили эпидемию, во время которой за один день, 8 декабря, они поставили обетную церковь, посвящённую самому почитаемому новгородскому святому – Варлааму Хутынскому, что не может не восприниматься в том числе и как знак примирения с Великим Новгородом. Согласно Псковской второй летописи, когда псковичи отлучили от служения вдовствующих священников и диаконов, Иона хотел «наложити на пскович неблагословение», но митрополит Феодосий «о том ему възбранил». Пространное повествование об этом событии содержится в Строевском списке Псковской третьей летописи, где оно связано со вторым визитом Ионы в Псков 22 января – 5 февраля 1469 г. Незадолго до этого в Пскове была составлена и утверждена вечем грамота о «священнических крепостех и о церковных вещех», запрещающая служение вдовым клирикам. На вече Иона «нача въпрасивати о священскои грамоте о крепостнои как посадников псковскых, тако и всего Божиа священства, кто се тако учинил, а без моего ведома». Псковичи отвечали, что «о том таа грамота от всего священства из Намаканона выписав и в ларь (официальный архив Псковской республики при Троицком соборе) положена по вашему же слову», т.е. право местному духовенству самостоятельно судить было якобы предоставлено самим Ионой во время предшествующего визита и его предшественниками. Иона пообещал обратиться к митрополиту Филиппу. Осенью того же года в Псков пришла митрополичья грамота, в которой первоиерарх поддержал Иону. Тем не менее, только 5 января 1470 г. псковичи разорвали свою грамоту о «священнических крепостех и о церковных вещех», а 7 января отправили посольство в Великий Новгород и Москву во главе с посадником Яковом Ивановичем Кротовым, в том числе по вопросам, связанным с церковным управлением. Во время пребывания посольства в Москве, как пишет недоброжелательный по отношению к Новгородскому владыке псковский летописец, Иона вызывал к себе псковских вдовых священников и дьяконов, и «у них нача имати мзду, в коего по рублю, в коего полтора», без должного разбирательства восстанавливая их в служении и выдавая новые ставленнические грамоты.

 



 
PR-CY.ru