ИОАСАФ - Страница 4

На противоположном берегу предстоит группа иноков разных возрастов (числом 17, согласно летописи) в мантиях, с куколями на голове или на плечах. Подобная иконография отчасти использована в раскрашенном акварелью рисунке, стилистическим образцом для которого послужила древнерусская книжная миниатюра (1995 г., монахиня Арсения Дербина). Иоасаф изображён предстоящим в правой части композиции вполоборота влево на берегу реки Великой на фоне панорамы обители, раскинувшейся на каменном (известняковом) обрывистом берегу – Снетной горе. На Иоасафе традиционные монашеские одежды и куколь, борода окладистая, в правой руке восьмиконечный крест, в левой – игуменский посох. Под изображением текст летописно-житийного характера: «преподобномученик Иоасаф снетогорский преставился в марте 1299 года при нападении на Псков немцев. Игумен Иоасаф с черноризцами, стариками, женщинами и детьми из окрестных сёл укрылись в храме и были в нём сожжены. Мироточивые мощи пр(е)п(одобно)м(у)ч(ени)ка Иоасафа находятся в монастырском храме свт Николая чудотворца». В 2000 г. в иконописной мастерской монастыря для Никольской церкви написана Снетогорская икона Божьей Матери (автор прориси монахиня Арсения (Дербина), иконописец монахиня Еликонида (Писарева)). Перед восседающей на престоле Богоматерью с Младенцем и предстоящими с двух сторон архангелами в коленопреклонённом молении изображены Иоасаф и князь Довмонт Псковский – святые, особо чтимые в Снетогорской обители. Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, традиция связывает с Иоасафом основание монастыря и синодики называют его первым игуменом, а с князем Довмонтом – строительство собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по одной из версий, его воздвигли на месте сожжённого немцами деревянного храма на средства, завещанные князем, который, таким образом, являлся его ктитором). Иконография образа Пресвятой Богородицы основана на раскрытой не так давно фреске 1313 г. алтарной конхи собора и дополнена фигурами припадающих Псковских святых. Иоасаф представлен в схиме с островерхим куколем, с молитвенно простёртыми перед грудью руками, взгляд направлен к Богоматери; лик сухощавый, борода седая и острая на конце. В конце XX – начале XXI в. образ Иоасафа (одного или с братией) вводился в состав Соборов Псковских чудотворцев: на двух иконах (1982 г. и конца XX в.) из Троицкого собора Пскова и на иконе работы А. Кудрявцевой (начало XXI в.) из надвратной Никольской церкви Псково-Печерского монастыря (оглавное изображение в правой группе, первый справа в третьем ряду). Ростовой образ Иоасафа включён в композицию «Избранные Псковские святые» на иконе начала XXI в. в местном ряду иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы от Торга – крайний слева, в мантии и куколе, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой – свиток (вместе с Никандром Псковским, князьями Довмонтом и Всеволодом, Корнилием Псково-Печерским и Николаем Саллосом). Современный иконографический образец не соответствует традиционному изводу – Иоасаф представлен с широкой окладистой бородой без куколя.



 
PR-CY.ru