ИОАСАФ - Страница 2

В конце XIX в. над гробницей находилась икона Иоасафа и убиенных иноков. Ныне мощи Иоасафа покоятся в серебряной раке в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова (исследователи полагают, что их перенесение состоялось в 1920 гг., когда шло уничтожение и переделка построек бывшего Снетогорского монастыря). Имя Иоасафа (как и имя Василия) отсутствует в перечне псковских святых в «Описании о российских святых», известном исследователям в рукописях XVIII–XIX вв. В некоторых агиографических справочниках XIX – начала XX в. кончина Иоасафа ошибочно, по мнению исследователей, отнесена к 4 мая (иногда с указанием, что местная память отмечается 5 марта). Канонизация Иоасафа совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Иоасаф упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Юрием (Георгием) Григорьевичем Малковым. Исследователи полагают, что изображения Иоасафа существовали издревле, поскольку игумен и братия Снетогорского монастыря стали почитаться в Пскове как святые вскоре после их мученической кончины в 1299 г. Однако в псковских письменных источниках XVI–XVIII вв. иконы святого не упоминаются, в опубликованных церковно-археологических описях псковских храмов и монастырей конца XIX – начала XX в. о них имеются лишь единичные сообщения. По мнению исследователей, иконография Иоасафа сложилась в Снетогорской обители, ставшей основным центром почитания преподобномучеников. Немногочисленные сохранившиеся образы Иоасафа созданы не раньше второй половины XIX в. и относятся к одному типу изображения святого. Иоасаф представлен старцем с узкой седой бородой, в монашеском облачении (мантии), с покровенной куколем головой: вместе с иноками Снетогорского монастыря в группе подвижников XIII в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академическом стиле конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 1970 гг. и начале XXI в.), в аналогичной стенописи «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря (у некоторых иноков в руках пальмовые ветви). Образ Иоасафа рядом с другими Псковскими чудотворцами вошёл в программу росписи придела князя Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (1870 гг., художник Яков Степанович Башилов). Иоасаф изображён в стенописи последней трети XIX в. псковской церкви Покрова Пресвятой Богородицы от Торга (выполнена в технике живописи маслом в светотеневой манере). Прямоличный поясной образ преподобного расположен в верхнем ярусе свода арки при входе в храм среди особо почитаемых в Пскове святых: княгини Ольги, князей Всеволода (Гавриила) и Довмонта (Тимофея), блаженного Николая Саллоса, преподобных Саввы Крыпецкого и Евфросина Псковского. Иоасаф – старец с узкой, небольшой седой бородой; лик сухощавый, с впалыми щеками и поставленными близко большими глазами; облачение монашеское – коричневая мантия с голубой схимой и округлым куколем; в деснице развёрнутый свиток с текстом: «Владыко Многомилостиве Господи», в левой руке – чётки (надпись: «с. пр. Iоасафъ»).

 



 
PR-CY.ru