ИОАСАФ - Страница 2

Об исцелениях, происходивших от мощей Иоасафа, свидетельствует «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа», в которой рассказывается, что Нижегородский митрополит Исаия в 1702 г. повелел соборному ключарю священнику Андрею расследовать исцеление жительницы Балахны Евдокии Михайловой. Больной дважды являлся во сне Московский митрополит Филипп (Колычев), повелевавший ей идти в Печерский монастырь к гробу Иоасафа, а затем принять монашеский постриг. «Повесть…» встречается в сборниках XVIII в. вместе с сообщением об оползне 1597 г. (например, Российская национальная библиотека). О других чудесах, совершавшихся по молитвам к Иоасафу в первой четверти XVIII в., сообщается в Похвальном слове «на обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоасафа, затворника Нижегородскиих предел первобывшаго Печерскаго монастыря, новаго российскаго чудотворца, мироточиваго, в Летописце же Нижегородском свидетельствованнаго» (Российская государственная библиотека, XVIII в.) В октябре 1745 г. старопечерский священник Иоанн Михайлов под присягой показал, что он неоднократно чувствовал благоухание от гроба, находившегося в «ветхой церкви». Священник сообщил, что у гробницы Иоасафа служились панихиды, читали каноны, из могилы брали песок, но в 1720 г. «по словесному запрещению бываго ж преосвященнаго Питирима архиепископа никому приходящим… по оном схимонахе Иоасафе панихид петь, и каноны читать, и песка с того места давать не стали». Иоанн Михайлов сказал, что не знает о чудесах и исцелениях от мощей Иоасафа, но слышал о чуде с Евдокией Михайловой, об исцелении крестьянина Захара Герасимова и о случае, когда двое прихожан, ставших слишком близко к гробнице Иоасафа, невидимой силой были отброшены назад. Он также сообщил, что церковь, где находились мощи, была разобрана, на её месте построено новое здание, которое вскоре сгорело, и «он, иерей Иван, не знает, оные-де мощи от случившагося пожарного времени целы ль находятся или нет» (фрагмент распросных речей священника Ивана Михайлова есть в сборнике Российской национальной библиотеки). В устной традиции исцеления от мощей Иоасафа фиксируются до начала ХХ в. Имя Иоасафа встречается в святцах с конца XVII в. (например, в Кайдаловских святцах). Старообрядческий монах Иона Керженский писал в «Алфавите русских святых» (1807–1811 гг.): «В древлеписменных летописцех показуется во святых Иоасаф, затворник в Нижнем Печерском монастыре в лето 6100-е..., но времени памяти не объяснено» (Ярославский музей-заповедник). Имя Иоасафа вошло в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определён в середине 1970 гг. при подготовке к изданию богослужебных Миней. В 1993 г. Иоасаф был канонизирован как местночтимый святой. 19 апреля 1994 г. Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу «о недостаточности предоставленных материалов» для общецерковного прославления схимника. В 2008 г. по благословению патриарха Алексия II было установлено празднование Собору Нижегородских святых, в том числе Иоасафу. В 2006 г. завершилась реставрация пещеры Иоасафа, место погребения святого было отмечено новой позолоченной ракой, около которой 22 сентября 2006 г. был отслужён первый после многих лет водосвятный молебен. Образ Иоасафа есть на иконе «Собор Нижегородских святых» в нижегородском соборе во имя князя Александра Невского, написанной в апреле 2009 г.



 
PR-CY.ru