ИОАСАФ

ИОАСАФ (ум. около 1567 г.) – Нижегородский, схимонах нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря, преподобный (память в первое воскресенье после 26 августа – в Соборе Нижегородских святых). Основным источником сведений об Иоасафе является рассказ о мощах схимника Иоасафа, который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (Российская государственная библиотека, последняя четверть XVII в.; Российская национальная библиотека, 1780 гг. XVIII в.; Центральный архив Нижегородской области, начало XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: Российская национальная библиотека, первая половина XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (например, Российская государственная библиотека, середина XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на третий день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского монастыря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи Иоасафа, погребённого 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игумен Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архимандрит Печерского монастыря Трифон, который, как полагают исследователи, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей Иоасафа. В «Описании о российских святых» кончина Иоасафа отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической литературе встречаются и другие датировки – XV в., «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100)». В 1598 г. на месте разрушенного Печерского монастыря была построена деревянная церковь в честь Преображения Господня с приделами во имя Николая Чудотворца и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Иоанно-Богословском приделе, по левую сторону от царских врат, под спудом почивали мощи Иоасафа, над погребением стояла рака. Раньше 1745 г. обветшавшая церковь была разобрана, на её месте построена новая, которая около 1782 г. сгорела и была заменена каменным Преображенским храмом с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1794 г. церковь перестраивалась, в 1816 г. в ней устроили второй придел – во имя апостола Иоанна Богослова. В 1860 г. в храме над погребением Иоасафа, находившимся за левым клиросом, близ северной стены, возобновили пещеру, на восточной стене которой был поставлен иконостас, а в 1882 г. устроен придел во имя св. царевича Иоасафа. Посреди пещеры стояла каменная гробница, в которой было овальное отверстие, откуда паломники могли брать песок с раки святого (считалось, что вода, смешанная с этим песком, излечивает от болезней). В пещере ежедневно после литургии служилась панихида по Иоасафу.

 



 
PR-CY.ru