ИОАСАФ, Миткевич Иван - Страница 2

Многие намерения (в том числе устройство сени над гробом Варлаама Хутынского, возобновление храма во имя Николая Чудотворца в приписном Ксенофонтовом монастыре) Иоасаф не успел осуществить. Летом 1755 г. он был представлен кандидатом на вакантную Тобольскую кафедру; 17 апреля 1758 г. назначен, 21 апреля наречён и 26 апреля того же года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского. По словам историка Константина Яковлевича Здравомыслова, Иоасаф «в недолгое своё правление заботился о возвышении умственного и нравственного уровня духовенства, заставляя наставлять народ в правилах веры и нравственности». Вступив в управление епархией, он с горечью отмечал, что «многие священники и диаконы не только писать, но и читать не умеют». Циркуляром от 17 декабря 1758 г. Иоасаф предписал всем главам духовных правлений предоставить сведения о малограмотных клириках, которых вызвал на личное освидетельствование. Невежественных и «неспособных к научению» отрешал от прихода или лишал сана. Так, в мае 1760 г., проведя беседу с вдовым клириком Введенской церкви села Пойминова Курского уезда, Иоасаф решил отстранить его от священнослужения и постричь в монашество, поскольку он, «не токмо в книжном чтении явился неискусен, но и на вопрос... «Колико есть заповедей Божиих и церковных таинств?» – ничего не разумеет». Нерадивый клирик был сослан «в работу» в приписную Липиновскую Троицкую пустынь. Другой священник, настоятель Сергиевского храма Обоянского уезда Пётр, прослужив в сане двадцать лет, также не смог выдержать экзамен архиерея и был извержен из сана. По словам Иоасафа, Пётр «в отправлении Златоустаго литургии, совершении таинств и в чтении Евангелия оказался крайне неумеющим, и по старости лет научиться чтению и священнослужению впредь крайне не может». Указом епископа от 17 октября 1758 г. к рукоположению во иереи и диаконы допускались только кандидаты, окончившие Харьковский коллегиум или хотя бы школу. Детей духовенства (от 7 до 15 лет) Иоасаф требовал отдавать на обучение в коллегиум, а за непослушание или откуп назначал штрафы. Его просветительские начинания поддерживал философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, несколько лет преподававший в коллегиуме пиитику. В басне 1760 г. он рассказал историю о волке, который, увлёкшись исполнением на флейте менуэта, стал жертвой собак. В басне Г.С. Сковороды содержался намёк на то, что среди юношей есть студенты, не способные к учению. В результате архиерей провёл ревизию и отчислил больше сорока воспитанников. По инициативе Иоасафа в 1761 г. у ворот харьковского в честь Покрова Пресвятой богородицы монастыря, при котором располагался коллегиум, были устроены особые помещения для училищной библиотеки. Иоасаф передал в неё 185 томов, неоднократно жертвовал личные средства на приобретение книг. Он обязал клириков ежемесячно произносить проповеди, учить паству молитве «Отче наш» и «Символу веры» и не венчать «незнающих эти молитвы простолюдинов».

 



 
PR-CY.ru