ИГОРЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Игоревская икона – уменьшенный оплечный извод византийской иконы «Елеуса» («Умиление»), после перенесения из Киева во Владимир называвшейся Владимирской иконой Божьей Матери. Создание уменьшенных вариантов чтимых икон восходит к древней традиции (например, поколенные, поясные и оплечные списки ростовой константинопольской иконы Божьей Матери «Одигитрия»). В изводе Игоревской иконы повторены основные особенности Владимирской иконы Божьей Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Её созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлён к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, которой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на Игоревской иконе не изображена. Н.П. Кондаков писал: «По своей технике икона (Игоревская икона), несомненно, греческого письма, но не столь древнего, как о том утверждает сохранённое за нею предание», «по особенностям личного письма напоминает Владимирскую, а охрение сходно с Иверской Афонской и некоторыми другими древними иконами». Самый ранний из известных списков Игоревской иконы – икона второй половины XVI в. (Третьяковская галерея, поступила из Исторического музея). Выполнена в Москве, как полагают исследователи, во времена митрополита Макария (1542–1563 гг.), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров. Датировка другой иконы в собрании Третьяковской галереи (происходит из коллекции Павла Михайловича Третьякова, раньше датировалась второй половиной XVI в.) в настоящее время уточняется. В лицевом «Житии Сергия Радонежского», в том числе в композиции «Явление Богоматери преподобному Сергию» (Российская государственная библиотека, конец XVI в.), в качестве келейного образа преподобного устойчиво повторяется извод Игоревской иконы. Такая икона могла быть семейной реликвией Сергия Радонежского, уроженца Ростовской земли, где в кафедральном ростовском Успенском соборе князем Владимиром Мономахом был поставлен список киевской святыни, выполненный, по преданию, преподобным Алипием Печерским.



 
PR-CY.ru