ИАКОВ - Страница 9

В сентябре 2000 г. начали совершаться богослужения в трапезном храме во имя Иакова в боровичском Свято-Духовом монастыре, в храм в честь Сошествия Святого Духа был возвращён ковчег с ребром Иакова. Частицы его мощей хранятся в ковчегах-мощевиках в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в псковском храме во имя князя Александра Невского, в екатеринбургском Новотихвинском женском монастыре. Имя Иакова включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. (учреждено около 1831 г.). Иконография Иакова отражает его принадлежность к особой категории русских святых – праведным мирянам (часто отрокам) из простого сословия, получившим известность не столько благодаря событиям своей жизни, сведения о которых были скудны или отсутствовали, сколько благодаря необычным обстоятельствам кончины (убийству или «внезапной смерти»: гибели от молнии, при кораблекрушении и т.д.), неожиданному явлению св. мощей, опознаваемых по видению или смутным воспоминаниям, и последующим чудесам. Почитание таких святых (к их числу относятся праведные Артемий Веркольский, Иоанн и Иаков Менюжские, Иоанн и Лонгин Яренгские, Прокопий Устьянский, Параскева Пириминская, Василий Мангазейский, Иоанн Чеполосов Угличский, Симеон Верхотурский, Гликерия Новгородская) развивалось преимущественно в северных, северо-западных, уральских и сибирских землях. Его результатом стало создание характерного иконографического типа, близкого к облику юродивых, которые, как правило, изображались обнажёнными, полуобнажёнными или одетыми в рубище, а также к облику Алексия, человека Божия, по-видимому, послужившему одним из источников русской иконографии «нищенствующих» святых – блаженных и праведных мирян. Описания внешности Иакова помещены в иконописных подлинниках под 23 октября, когда отмечается день памяти апостола Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского, – тезоименитого святого Боровичского чудотворца: «И святаго блаженнаго Иякова, иже Христа ради юродиваго Боровицкаго чудотворца. Ияков млад и наг, препоясан платом»; «наг, препоясан платом» (1830 гг. – Институт русской литературы); «подобием млад, в портках, аки Иоанн Устюжский» (последняя четверть XVII в. – Библиотека Академии Наук; в подлиннике 1820 гг. добавлено: «риза киноварь» – Российская национальная библиотека); «млад, наг, около пояса плат бел, руки обе у сердца» (конец XVII в. – Институт русской литературы); «млад аки Иоанн Устюжский, в портках, а инде пишут Иаков млад, наг, препоясан платом» (конец XVIII в. – Библиотека Академии Наук). В «Руководстве к писанию икон» Виктора Доримедонтовича Фартусова (1910 г.)

 



 
PR-CY.ru