ИАКОВ - Страница 4

Под влиянием сборника «Рай мысленный», в котором Слово о явлении мощей Иакова соседствует с сочинениями об Иверской иконе Божьей Матери, а также того обстоятельства, что мощи Иакова и список Иверской иконы были главными святынями валдайского Иверского монастыря, к XIX в. сложилось предание об Иакове как об отроке – герое Сказания об Иверской иконе Божьей Матери, вместе с вдовицей прятавшем икону в Никее во времена иконоборчества (день празднования Иверской иконы – вторник Светлой седмицы – совпадает с днём явления мощей Иакова). Прославленный в церковной службе как блаженный, Иаков в старших посвящённых ему памятниках называется праведным и преподобным, возможно, потому, что его чудотворные мощи почивали в боровичском в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и в валдайском Иверском монастырях. В преданиях Иаков предстаёт также крестьянином, судовщиком (бурлаком), который «принял Христа ради юродство и был убит громом». Священник Иоанн и дьякон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты – всё цело... а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране рёбра засохли с плотью; а правыя страны рёбра распалися, две ребрённых кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися – лежат кости обнажённы» (Исторический музей). В Сказании о чудесах от мощей Иакова сообщается, как, получив «обыск чудес», архиепископ Феодосий обратился к Московскому митрополиту Макарию. Тот прислал грамоту, в которой предписывал создать комиссию для перенесения мощей Иакова в новопостроенную церковь Сошествия Святого Духа в боровичском Свято-Духовом монастыре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей Иакова является грамота архиепископа Феодосия от 6 октября 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игумену новгородского монастыря Антония Римлянина  Константину и священнику Иоанну вместе с другими клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи Иакова из часовни на берегу Мсты в Боровичский монастырь, положить их в раку у южных дверей Свято-Духовской церкви и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует третий документ, перенесение мощей произошло 23 октября 1544 г., тогда же была освящена Свято-Духовская церковь. К середине XVII в. мощи Иакова почивали в Свято-Духовской церкви в деревянной раке.

 



 
PR-CY.ru