ИАКОВ - Страница 3

Борис Козынин опирался на все известные к тому времени тексты об Иакове. Предания об Иакове, бытовавшие на Новгородской земле, получили отражение в агиографических произведениях и в трудах церковных историков XIX в. В Сказании о чудесах от мощей Иакова сообщается, что летом 1544 г. жители Боровичей (ныне город в Новгородской области) обратились к Новгородскому и Псковскому архиепископу Феодосию с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, погребённых в часовне на правом берегу реки Мсты. Архиепископ Феодосий послал в Боровичи клириков новгородского Софийского собора: священника Иоанна и дьякона. Освидетельствование сопровождалось расспросами местных жителей о святом. Новгородским клирикам было рассказано местное предание, передававшееся «из роду в род», о явлении во вторник Светлой седмицы мощей, плывших в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине к Боровичам во время весеннего разлива Мсты (в севернорусской агиографии часто встречаются сообщения о вымывании мощей из земли во время весеннего половодья – см., в частности, Сказание о явлении мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Сказание о чудесах Кирилла Вельского, Житие Варлаама Важского). Мощи были погребены на правом берегу Мсты в том месте, куда их принесло водой. Следственная комиссия не выяснила, когда произошло это событие. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апреля (Российская национальная библиотека, XVII в.), 23 октября 1542 г. или 23 октября 1544 г. (Российская национальная библиотека, начало XVIII в.). Преставление Иакова исследователи связывают с 1452 г. (Российская национальная библиотека) или с 1540 г. Длительная традиция передачи предания об Иакове старожилами-«памятухами», существовавшая к середине XVI в. в Боровичах, позволяет исследоваелям отнести явление мощей святого к XV в. В «Повести словеси...» сообщается, что мощи Иакова плыли против течения, жители Боровичей отталкивали их от берега, однако гроб трижды приставал к одному и тому же месту. Устойчивость предания о первоначальном пренебрежении мощами Иакова привела к тому, что коренных жителей Боровичей ещё в XX в. звали «невежами». После погребения мощей святой явился в сонном видении «старым людям» в Боровичах и сообщил: «Меня зовут Иаковом, ангил мой Иаков, брат Божий по плоти». Согласно более позднему местному преданию, Иаков был отроком. В посвящённых святому виршах, созданных не раньше 1657 г., он описан как юродивый отрок: «Кому подобен Иаков преблагий / Боровический, иже телом нагий. / Облече душу в добрый бисер драгий, / Днесь украшает Иверские праги. / Что луна небу, то Иаков младый».

 



 
PR-CY.ru