ИАКОВ - Страница 2

Произведение исследователи атрибутируют патриарху Никону, т.к. в печатном издании есть помета: «Списано смиренным Никоном патриархом, в той же обители будучи». Экземпляр издания «Рай мысленный» был сразу после выхода из типографии отослан патриарху. 3 августа 1659 г. сборни «Рай мысленный» был дополнен ещё одним произведением, посвящённым Иакову, – Словом о явлении мощей святого («Слово о явлении честных и многоцелебных мощей святаго и праведнаго Иакова, Боровицкаго чудотворца, и о чудесех его»; начало: «Прежде век непостижимым мановением Божиим»). К печатному оригиналу Слова о явлении мощей Иакова восходят более поздние списки из библиотек Троице-Сергиева (Российская национальная библиотека, конец XVII – начало XVIII вв.) и Соловецкого в честь Преображения Господня (Российская национальная библиотека, XVIII в.) монастырей. В Слове о явлении мощей, написанном в жанре торжественного красноречия, есть текстуальные совпадения со службой Иакову. Некоторые исследователи приписывают Слово о явлении мощей Иакова патриарху Никону по аналогии со Словом о перенесении мощей святого. Более традиционной и надёжной исследователи считают атрибуцию памятника иеромонаху Епифанию (Славинецкому), ближайшему сподвижнику патриарха Никона. В литературе иногда отождествляются два произведения, приуроченные к памяти Иакова 23 октября: «Повесть словеси...» о явлении мощей Иакова (начало: «Зачало премудрости – страх Господень») и Слово о явлении мощей святого (начало: «Прежде век непостижимым мановением Божиим»). Епифанию (Славинецкому) исследователи атрибутируют второй текст. В перечне трудов Епифания, составленном его учеником чудовским монахом Евфимием, значится «Слово похвальное Иакову Боровицкому» с началом «Прежде век непостижимым…». В произведении встречается специфический для художественной системы Епифания (Славинецкого) образ «мира лестного». Сокращённый текст Слова о явлении мощей Иакова был внесён в третье издание Пролога (М., 1659–1660 гг.), в том на сентябрь-ноябрь, под 23 октября, в подготовке которого активное участие принимал Евфимий Чудовский. Исследователям известны также рукописные варианты проложного текста (например, Российской национальной библиотеки, XVIII в.). В 1687 г. было создано ещё одно произведение о явлении мощей Иакова – «Слово о принесении честных мощей святаго праведнаго Иякова Боровицкаго, Новгородскаго чюдотворца, и о чюдесех его» (начало: «Сей святый великий чюдотворец Ияков дарова нам Божественое си имя ведети»). Его автором считается новгородский подьячий Борис Козынин, создавший так называемый Косинский сборник (рукопись из собрания Фёдора Ивановича Буслаева, ранее принадлежавшая Косинскому монастырю – Российская национальная библиотека), – «энциклопедию» Житий Новгородских святых со службами и Похвальными словами.

 



 
PR-CY.ru