ИАКОВ

ИАКОВ (вторая половина XV в.) – иеромонах, книгописец-каллиграф, духовник монастыря Путна в Молдавском княжестве. В юности принял постриг в Нямецком монастыре, был среди учеников каллиграфа Гавриила Урика. В 1470 г. перешёл в монастырь Путна. Иаков был создателем монастырского скриптория и одним из его руководителей. Из книг, переписанных Иаковом, исследователям известен Торжественник минейный на апрель-июнь, над которым он работал, согласно выходной записи на обороте листа 307, в 1474 г. по велению молдавского господаря Стефана Великого для монастыря Путна (Румыния). Рукопись, по мнению исследователей, представляет собой список несохранившегося более раннего аналогичного по составу календарного сборника Гавриила Урика (на это указывает, в частности, помещение Жития мученика Иоанна Нового не под соответствующим числом, а в конце кодекса). Сохранившаяся надпись на обороте листа 307 сообщает, что «Сборник» был написан «при архимандрите Иоасафе, игумене, рукою многогрешного иеромонаха Иакова в 6982 году (1474) 20 мая». По составу «Сборник» Иакова представляет так называемый новоизводный Торжественник, который содержит Жития святых и Похвальные слова им в переводах, выполненных болгарскими книжниками в последней трети XIV в., а также пять сочинений болгарских авторов, принадлежащих к тырновской книжно-литературной школе: два Похвальных слова Георгию Победоносцу митрополита Киевского Григория Цамблака; Похвальное слово равноапостольным Константину и Елене св. Евфимия, патриарха Тырновского; Житие мученицы Филофеи того же автора, в дополнениях помещено Житие мученика Иоанна Нового (Сучавского) митрополита Киевского Григория Цамблака. До находки Мальцевского списка начала XV в. (Российский государственный архив древних актов) список Похвального слова равноапостольным Константину и Елене св. Евфимия, патриарха Тырновского, в составе «Сборника» Иакова был древнейшим в рукописной традиции памятника. Исследователи предположительно атрибутируется Иакову минейный Торжественник второй половины XV в. на декабрь, представляющий остаток более объёмного кодекса, включавшего также статьи на сентябрь-ноябрь. В то же время не подтверждается предположение о тождестве Иакова с соимённым ему диаконом, участвовавшим в переписке славянского перевода трактата Евфимия Зигабена «Догматическая паноплия», поскольку эту рукопись (Бухарест, Библиотека Академии Наук Румынии) исследователи датируют первой четвертью XV в. и считают, что она написана по ресавской орфографии, которой Иаков не пользовался. Как каллиграф Иаков продолжает традиции Гавриила Урика и является (наряду с другими его последователями) одним из создателей молдавского литургического полуустава в его классическом виде; в орфографии он устойчиво следует среднеболгарским (тырновским) правописным нормам. Для исследователей остаётся открытым вопрос, был ли Иаков также и иллюминатором, украсившим рукопись 1474 г. полихромной плетеной заставкой балканского стиля, инициалами неовизантийского стиля; весьма вероятно, что им выполнено декоративное письмо заголовков.

 
PR-CY.ru