ИАКОВ

ИАКОВ (конец XIV – начало XVII вв.) – Стромынский, преподобный (память 6 июля – в Соборе Радонежских святых). Иаков назван в Белозерских святцах (Российская национальная библиотека, 1626 г.) под 21 марта: «В тои ж день преподобных отець Иякова, иже на Костроме, и другаго Иякова, иже на Стромыни, новых чюдотворцев». Очевидно, что память Иакова (вместе с ним упоминается, как полагают исследователи, Иаков Железноборовский (ум. в 1442 г.), канонизированный во второй половине XVI – первой четверти XVII вв.) помещена под 21 марта не потому, что это был день кончины святых, но в связи с празднуемой в этот день памятью Иакова Нового, епископа Катанского. В святцах Российской национальной библиотеки, середина XVII в., память Иакова помещена под 21 марта без определения его как «нового чудотворца», но с указанием на то, что он был игуменом «Живоначалныя Троица, иже на Стромыни». Иаков не упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII–XIX вв.), в старообрядческих святцах, аккумулировавших данные о русских святых до середины XVII в. По источникам исследователям известен один монастырь «на Стромыни» – Стромынский в честь Успения Пресвятой Богородицы, основанный Сергием Радонежским по повелению великого князя Дмитрия Ивановича на реке Дубенке (приток Клязьмы), в 37 км к юго-востоку от Троице-Сергиева монастыря. 1 декабря 1379 г. в монастыре была освящена церковь Успения Пресвятой Богородицы, первым настоятелем обители стал Леонтий Стромынский, ученик преподобного Сергия (Полное собрание русских летописей, том 15). В 1616 г. Стромынский Дубенский монастырь был приписан к Троице-Сергиеву монастырю. Этим обстоятельством, по мнению исследователей, объясняется сообщение в святцах об игуменстве Иакова в монастыре «Живоначалныя Троица, иже на Стромыни», которое, таким образом, должно датироваться не раньше 1616 г. Архимандрит Леонид (Кавелин) писал об ученичестве Иакова у преподобного Сергия, по всей видимости, отождествляя его с Иаковом Радонежским. С этим мнением не были согласны Евгений Евстигнеевич Голубинский и епископ Никон (Рождественский). По позднему церковному преданию, мощи Иакова почивали в соборе Успенского Стромынского монастыря. В 1764 г. монастырь был упразднён, в 1785 г. Успенский собор был разобран и перевезён в село Капотня Московского уезда. Канонизация Иакова подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому установлено в 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Описания облика Иакова встречаются под 22 марта в текстах иконописных подлинников последней четверти XVII в.: «Аки Сергий сед» (Институт русской литературы), конца XVIII в. (в перечне учеников преподобного Сергия): «Сед, брада шире Николы, ризы преподобническия» (Библиотека Академии Наук). Оглавное изображение Иакова (с непокрытой головой, волнистыми волосами и короткой бородой, надпись на нимбе: «пр iковъ») помещено справа среди Московских чудотворцев на прориси (около 1902 г.) иконописца Василия Павловича Гурьянова с иконы «Спас Смоленский, с Московскими святыми» второй половины XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение исследователям неизвестно).

 
PR-CY.ru