ИАКОВ - Страница 3

В июле 1584 г. Иаков присутствовал на Соборе в Москве, который подтвердил соборный приговор от 15 января 1580 г. о запрещении завещать, закладывать и продавать вотчины монастырям, а также отменившем тарханные (льготные) грамоты (Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII в.; в Соловецком летописце конца XVI в. говорится, что в 7092 (1583/1584) г. «игумен Ияков ездил к Москве ко государю»). Примерно с 1584 по 1588 гг. «под началом» на Соловках содержался бывший Ростовский архиепископ Давид, лишённый в 1583 г. сана, вероятно, за сочувствие идее унии. В «Сказании о Филиппове строении...» сообщается, что Иаков в монастыре «поставил храм каменной у переходов Николы Чюдотворца». Однако в Соловецком летописце указано, что Никольская церковь была заложена до игуменства Иакова, в 1576/1577 г. (возможно, при нём было завершено строительство, начатое предшественниками). По «Сказанию вкратце», Иаков освятил Никольскую церковь 11 сентября 1583 г. В 1591 г. Иаков обратился к царю Фёдору Ивановичу с просьбой о перенесении мощей святителя Филиппа из тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Соловецкую обитель. По указу царя Тверской епископ Захария благословил обретение мощей Филиппа, которые затем были доставлены Иаковом в Соловецкий монастырь. 8 августа 1591 г. мощи были положены под папертью Преображенского собора, где Филипп при жизни указал место своего погребения. По мнению А.Е. Смирновой, Иаков является автором службы на преставление Филиппа, помещаемой в рукописных Минеях под 9 января. В игуменство Иакова на Соловках началась работа по сбору материалов для Жития митрополита Филиппа. Роль Иакова в переносе мощей святителя из Твери в Соловецкий монастырь отмечена почти во всех редакциях Жития (кроме Хронографической, где не сообщается о переносе мощей), но наиболее ярко и развёрнуто – в Тулуповской редакции, где в уста Иакова вложена торжественная речь. Исследователи не исключают, что к Иакову восходит традиция осуждения ученика Филиппа и его преемника по управлению Соловецким монастырём игумена Паисия. В Житии Филиппа, начиная с Краткой редакции, сообщается, что Паисий, польстившись на обещание епископского сана, оговорил своего наставника в ходе суда над святителем, который состоялся в начале ноября 1568 г. в Москве. Однако за своё предательство Паисий не получил желаемого и вскоре после суда был сослан вместе с несколькими соловецкими старцами.

 



 
PR-CY.ru