ИОАСАФ - Страница 2

Сказание было составлено немного раньше Жития Стефана, судя по словам автора в Житии: «...Мне же, смиренному, преже написавшу о явлении мощей и о чудесах преподобных, иже на Авнеже...». Приведённые Иоасафом сведения о священномучениках Григории и Кассиане исследователи считают не вполне точными (в частности, агиограф сообщает, что святые были убиты в 1392 г., во время нашествия казанских татар и жителей Вятки на Вологодский край, но в 1392 г. Вологодская земля не подвергалась разорению). В созданном Иоасафом Житии Стефана также содержатся сведения о жизни и кончине Авнежских священномучеников. В некоторых рукописях Сказания о священномучениках Григории и Кассиане Авнежских (например, Российской государственной библиотеки) перед повествованием об обретении мощей святых и о чудесах помещён рассказ об Авнежских святых, дословно заимствованный из Жития преподобного Стефана. Архиепископ Филарет (Гумилёвский) и Феодосий Георгиевич Спасский полагали, что перу Иоасафа принадлежит служба Стефану. Имя Иоасафа упомянуто в службе Авнежским чудотворцам (древнейший список 1560 гг. происходит из Антониева Сийского во имя Святой Троицы монастыря – Библиотека Академии Наук; имя Иоасафа зашифровано в первых буквах тропарей третьей и четвёртой песней, о чём сообщается в списке службы Российской государственной библиотеки). В.О. Ключевский предположил, что Иоасаф был автором службы Иакову Железноборовскому, но в заголовке службы в списке Российской государственной библиотеки есть указание на то, что её автор Иоасаф был игуменом Железноборовского во имя Иоанна Предтечи монастыря. В литературе встречается неверное отождествление этого Иоасафа с Иоасафом, епископом Пермским и Вологодским (1560–1570 гг.), который по поручению митрополита Макария в 1560 г. совершил обретение мощей одного из Авнежских священномучеников (останки другого святого были ранее утрачены). В Сказании о священномучениках Григории и Кассиане Иоасаф пишет о себе в первом лице как об иеромонахе и игумене и упоминает в третьем лице Пермского и Вологодского епископа Иоасафа (Российская национальная библиотека, XVIII в.). Подписи епископа Иоасафа и «бывшего даниловского игумена старца (чернеца) Иоасафа» стоят под приговорной грамотой Земского собора от 2 июля 1566 г. об отказе польским послам в заключении перемирия.



 
PR-CY.ru