ИОАСАФ I - Страница 4

Авторы челобитной просили первосвятителя позаботиться об «исправлении церковнем... дати свои государевы святительския грамоты», чтобы «Церкви Божия в лености и в небрежении не разорилась, и нам бы в неисправлении и в скудости веры до конца не погибнути». Ответом на эту челобитную стала написанная Иоасафом I 14 августа 1636 г. «Память тиуну И.В. Манойлову и поповскому старосте, никольскому попу Панкратию» о прекращении в московских храмах бесчинств и беспорядков, в которой почти дословно повторено изложение проблем, поставленных в челобитной нижегородских священников. В «Памяти...» даются указания против одновременного совершения более двух или («по нужде») трёх богослужебных чинопоследований, о времени начала богослужения, о необходимости читать в церкви «Учителныя Евангелия, и святых апостол и святых отец поучения, и жития, в Прелогах повести», о наставлении духовенством паствы. Также говорится о поведении молящихся в храме, о запрете есть удавленину, о воздержанности в языке и проч. «Память...» Иоасафа I, по мнению исследователей, имела значение не только для Москвы, поскольку была разослана всем епархиальным архиереям: она почти буквально воспроизведена в окружном послании Суздальского архиепископа Серапиона к духовенству и пастве Суздальской епархии от 30 мая 1642 г. Существенной составляющей возрождения церковной жизни в стране после Смутного времени стало развитие книгоиздания. Несмотря на то что в начале патриаршества Иоасафа I Московский Печатный двор пережил пожар, книгопечатание при нём было активным. В патриаршество Иоасафа I было выпущено свыше сорока изданий (в несколько раз больше, чем в более продолжительное патриаршество Филарета) преимущественно богослужебных книг. Около двадцати изданий из этого числа было напечатано в типографии Василия Фёдоровича Бурцова-Протопопова, которая отделилась от Печатного двора в 1633 г. и закрылась в 1642 г. Большинство книг перепечатывалось с прежних, причём, как правило, неоднократно. По четыре раза были изданы Требник, Общая Минея, Часослов, Псалтирь следованная; трижды напечатаны Евангелие, Служебник и Цветная Триодь; дважды – Апостол, Постная Триодь, Канонник, Шестоднев; по одному разу – Евангелие учительное, Октоих, Минеи на сентябрь и на декабрь. Впервые при Иоасафе I были изданы Азбука (1634, 1637 гг.), Трефолой в четырёх книгах (1637–1638 гг.), Трефолой со службами русским святым (1637 г.), Потребник иноческий (1639 г.), Святцы (1639 г.) и Житие Николая Чудотворца со службой (1640 г.). Начиная с 1636 г. в богослужебных книгах появляется ряд изменений: увеличилось число прошений в ектениях, были отредактированы некоторые чинопоследования и т.д.

 



 
PR-CY.ru