ИОАСАФ I - Страница 3

В 1630 гг. в Москве прошли три Земских собора, посвящённые проблемам взаимоотношений с Крымским ханством. В 1639 г., после третьего Собора, его участники подали свои «мнения» по вопросу о том, как следует поступить русскому правительству в связи с жестоким обращением в Крыму с московскими послами. В послании патриарха, вручённом царю, содержался совет во что бы то ни стало освободить «посланников... от бесерменских рук и злаго мучения», в приграничных городах «устроити ратных людей, конных и пеших». О наказании крымцев патриарх написал следующее: «А за мучение твоих государевых людей крымским послом что учинити, и о том нам, богомольцем твоим... написати не пристоит, занеже, государю, на отмщение врагов, что над ними учинити, бывает твое, государево, царское благоразсмотрительство... а не нашего чину, твоих, государевых, богомольцов». Адам Олеарий писал, что царь «по предложению патриарха» в 1634 г. «совершенно запретил» торговлю табаком. Иоасаф I был молитвенником за царскую семью, крестным отцом царских детей. В царской грамоте, посланной в 1636 г. в Новгородскую епархию, сообщалось о рождении царевны Татьяны Михайловны «за молитв отца… и богомольца Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего освященнаго Собора» («Российская историческая библиотека», том 35). В свою очередь, государь давал жалованные грамоты на патриаршие вотчины, освобождая их от уплаты податей, в дни именин в царской семье патриарху вручались дары. В 1636 г. по государеву указу в Астрахани было выделено место для патриаршего двора «подле астраханского Троецкого загородного монастырьского дворца для его патриарша учюжного (рыболовного) всякого промыслу». Вслед за патриархом Филаретом Иоасаф I прилагал усилия по преодолению последствий Смутного времени в духовной жизни страны. События Смуты осмыслялись как наказание от Бога русскому народу за грехи. Иоасаф I писал о том, что эти уроки необходимо учесть и исправить российскую гражданскую и церковную жизнь: «Чего не пострадахом: не пленена ли земля, не взяты ли быша гради, не падоша ли без оружия, не помроша ли скоти, и не оскудеша ли нивы? И сия вся содеяшася ныне пред очима нашима в наше наказание, и никако же воспомянухомся!». Посыл обновления и исправления жизни страны после Смутного времени на основе более глубокого воцерковления народа исходил не только из столицы – одним из важнейших центров этого движения в 1620–1630 гг. были нижегородско-костромские земли. В 1636 г. девять нижегородских священников, в числе которых был Иоанн Неронов, подали Иоасафу I челобитную с указанием на недостатки в церковной жизни: на неподобающее поведение духовенства и пренебрежение им своими обязанностями, на бесчинства молящихся в храмах, на грубые, языческого характера народные увеселения.

 



 
PR-CY.ru