ИОАСАФ, Скрипицын - Страница 6

Иоасафа исследователи относят к числу выдающихся книжников своего времени. Им известно о 43 книгах из библиотеки Иоасафа, некоторые из них, как предполагается, были переписаны в скриптории митрополита Даниила и попали к Иоасафу, когда он взошёл на митрополичий престол. Многие рукописи из библиотеки Иоасафа отличаются красивым письмом, а также внешним оформлением. Помимо книг Священного Писания и трудов отцов церкви среди рукописей Иоасафа исследователи отмечают два сборника Житий, два списка Тактикона Никона Черногорца и его же Пандекты. В Российской государственной библиотеке в фонде Московской духовной академии находится принадлежавший Иоасафу список «Мерила праведного», в Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится принадлежавший Иоасафу лицевой Апостол. Часть рукописей для Иоасафа переписал выдающийся каллиграф и книжный художник Исаак Собака. Евангелие, начатое по благословению Иоасафа, он не успел закончить, т.к. первосвятитель был сведён с престола. Собиранием книг Иоасаф занимался и в Кирилловой Белозерской обители: в библиотеке бывшего митрополита есть автографы иноков этого монастыря Нила (Полева) и Гурия (Тушина). В книжном собрании святителя были книги с произведениями его современников, например, «Круг миротворный», написанный по повелению Иоасафа новгородским священником Агафоном в 1540 г. Собственностью Иоасафа был сборник сочинений Максима Грека, автором составленный и правленый (Российская государственная библиотека. Московская духовная академия). Сборник был создан в конце 1540 – начале 1550 гг., когда преподобный жил вместе с Иоасафом в Троицком монастыре (оба скончались в обители в 1555 г.). Согласно наиболее раннему Сказанию о преподобном Максиме, положение находящегося в заточении преподобного улучшилось, когда Иоасаф возглавил церковь. По мнению исследователей, только что составленный сборник сочинений был получен Иоасафом в Троицком монастыре из рук автора. Иоасафу принадлежала рукопись с так называемой Иоасафовской летописью, которая были создана при митрополите Данииле и послужила одним из источников Никоновской летописи. Прежде считалось, что Иоасаф написал Житие Новгородского архиепископа Серапиона (ныне эта точка зрения отвергнута). В Архангельском соборе Московского Кремля хранится чудотворная Иоасафовская Смоленская икона Божьей Матери, которую раньше связывали с патриархом Иоасафом I (1634–1640 гг.).

 



 
PR-CY.ru