ИОАСАФ Каменский, Андрей Дмитриевич - Страница 7

Крупная фигура святого расположена в левой части композиции, в молении изображённому вверху по центру благословляющему Спасителю на престоле в облачном сегменте. Облачение монашеское: розовая ряса и тёмно-вишнёвая мантия, куколь на плечах, параман тёмно-синий с красными крестами; правая рука Иоасафа согнута, ладонь на уровне груди в знак принятия благодати. В левой руке святого – развёрнутый свиток с текстом в восемь строк, соответствующим обращению Иоасафа к Иисусу Христу при чудесном Его явлении иноку: «Христе, человеколюбче, Спасе мой, се раб Твой, что о мне мнится, Владыко, Твоей благости, коя вина Твоему схождению». Справа от Иоасафа показан окружённый со всех сторон водами монастырь, на стенах белокаменных храмов помещены изображения икон в соответствии с их посвящением: Успение Божьей Матери, Преображение Господне, Усекновение главы Иоанна Предтечи. В Спасо-Преображенском соборе обозначена гробница у южной стены, в которой после 1650 г. находились мощи Иоасафа, изображение сопровождается надписью: «Бысть в лето 1453». 17 клейм подробного житийного цикла расположены двумя регистрами в верхнем правом углу иконы и двумя регистрами в нижней её части: рождение князя Андрея Дмитриевича; крещение князя Андрея; обучение князя Андрея грамоте; прошение князя Андрея о пострижении; исповедь Иоасафа; Иоасаф за чтением Псалтыри; Иоасаф с игуменом Кассианом; явление Христа Иоасафу; чудо о князе Борисе Ржевском; явление дьявола Иоасафу; болезнь Иоасафа; преставление Иоасафа; исцеление Тимофея от лихорадки; исцеление немого; исцеление слабоумного; исцеление одержимого бесом; исцеление Марии от слепоты. Клейма отличаются по размерам и пропорциям, действие развивается на едином архитектурном фоне, иногда композиция состоит из нескольких сцен. Так, изображение встречи Иоасафа с князем Борисом Ржевским включает не только встречу и отказ Иоасафа принять предлагаемые деньги, но и бесовское прельщение князя Бориса, а также предшествовавший встрече князей разговор Иоасафа с игуменом Кассианом, во время которого Иоасаф высказывал желание не встречаться ни с кем из родственников до самой смерти, чтобы не подвергнуться через них искушению. В клеймах, посвящённых детским годам святого, он изображается в княжеском красном платье с золотыми оплечьем, поясом, зарукавьями и краем подола, декорированными драгоценными камнями и жемчугом. В светло-охристой рясе Иоасаф представлен на исповеди, в остальных клеймах – в розовой рясе и тёмно-вишнёвой мантии, в большинстве случаев в куколе. На иконе-пяднице из вологодской церкви св. Екатерины (первая половина XVIII в., Вологодский музей-заповедник) Иоасаф представлен в рост, с обителью, окружённой водами Кубенского озера, в облачном сегменте – поясное изображение благославляющего Спасителя.

 



 
PR-CY.ru