ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

Большинство первоначальных денежных вкладов давалось при пострижении: «Да как… почали ся стричи в чернци добрые люди от князей и бояр, и от детей боярских, и от торговых людей, и оне… давали много». Согласно древнейшей вкладной книге Иосифова Волоколамского монастыря (в составе синодика начала XVI в.), уже к 1510 гг. монастырь помимо земельных вотчин обладал значительными денежными суммами (около 2 тыс. руб.). Князь Семён Иванович Бельский дал монастырю 150 коп грошей и 100 руб., Тимофей Ракитин (инок Тимон) – 150 руб., архиепископ Геннадий – 120 руб., архиепископ Вассиан – 130 руб., по Никите Тараконову было дано 100 руб., Григорий Семёнович Собакин внёс 200 руб., по князю Михаилу Дмитриевичу Холмскому – 150 руб., по Василию Андреевичу Челяднину – 100 руб., княгиня И. Бужаровская внесла 100 руб. и др. Большое значение имели и вклады иконами и церковной утварью. По мнению исследователей, решение Иосифа в деле изменения завещания князя Ивана Рузского, согласно которому выморочный удел поступал во владение великого князя, испортило отношения Иосифова Волоколамского монастыря с его братом Волоцким князем Фёдором Борисовичем. Князь постоянно требовал от монастыря подарков, отказывался возвращать долги, отбирал имущество, переданное в качестве вкладов, выкупал отданное в монастырь за половину стоимости, отбирал у старцев ценные иконы и книги, угрожал расправой монахам и бранил Иосифа. Особую опасность для монастыря как для образцового центра поминания усопших представляли покушения князя Фёдора на вклады «по душе». В феврале 1507 г. Иосиф обратился к великому князю Василию III и к Московскому  митрополиту Симону с просьбой принять Иосифов Волоколамский монастырь от «удельного насильства» «в великое государство» (Полное собрание русских летописей, том 24). Решением великого князя и архиерейского Собора под председательством Московского митрополита Симона просьба Иосифа была удовлетворена, и верховным патроном обители стал великий князь. При этом в церковном отношении Иосифов Волоколамский монастырь остался подведомственным Новгородскому архиепископу и продолжал платить налоги с земель Волоцкому князю. Новгородский архиепископ Серапион в этом конфликте принял сторону Волоцкого князя и отлучил Иосифа от церкви. Но решением Собора под председательством митрополита Симона с Иосифа было снято отлучение, а архиепископ Серапион сведён с кафедры (Акты феодального землевладения и хозяйства). В последние годы жизни князь Фёдор примирился с Иосифом, в ноябре 1509 г. освободил купленное монастырём в Волоцком уезде сельцо Раменейце от дани с правом суда во всех делах, «опричь душегубства».

 



 
PR-CY.ru