ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Система организации заупокойных служб в Иосифовом Волоколамском монастыре основывалась на пятой главе монастырского Обиходника (древнейшая сохранившаяся рукопись – Исторический музей). В зависимости от размера вклада монастырь обязывался постричь вкладчика в монахи, поминать до кончины, похоронить на территории монастыря. Если размер вклада достигал 100 руб., то Иосифов Волоколамский монастырь обязывался служить по вкладчику литургии собором или полусобором и устраивать заупокойные «кормы» на братию один или два раза в год (в день рождения и в день смерти). Высшей ступенью поминания являлись заупокойные «кормы» по вкладчикам, порядок совершения которых регулировался записями в кормовой книге. Кормовая книга составляла шестую главу Обиходника и была организована по календарному принципу (с сентября по август; Исторический музей). В зависимости от условий вклада «кормы» делились на заздравные и заупокойные, в зависимости от размера – на большие, средние и рядовые. Дни совершения «кормов» по вкладчикам согласовывались с датами годового литургического круга (праздничными и постными днями). По понедельникам, средам и пятницам игумен с братией служили соборные панихиды. Систему поминаний Иосифова Волоколамского монастыря, наиболее детализированную и упорядоченную в XVI в., переняли крупнейшие русские монастыри. До начала XVII в. в Иосифовом Волоколамском монастыре совершалось 279 заупокойных «кормов» по 240 вкладчикам, в то время как в Троице-Сергиевом монастыре – 696 «кормов» по 589 вкладчикам, а в Кирилловом Белозерском монастыре – 438 «кормов» по 378 вкладчикам. Иосиф основал в своей родовой вотчине сельце Спирове «Богорадный монастырь» на 12 человек братии с церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При этой обители погребались скончавшиеся «нужными всякими смертями»: «...От глада и губительства огня, и меча, и межусобная брани, или рече от разбоя, и от татьбы, и от потопа, и Божиим гневом мором умерших, и в воде утопших, и где ни будет на пути, и на лесу, и на пустых местах повержена телеса усопших» (Российская государственная библиотека). По всем погребённым совершались заупокойные службы, а имена, которые удавалось узнать, записывались в синодики. Значение вкладов «на помин души» определило политическую, социально-экономическую и культурную роль Иосифова Волоколамского монастыря в XVI в. Монастырская вотчина на две трети составилась из земельных вкладов. Вклады деньгами, имуществом, церковной утварью позволили построить и украсить церкви, собрать большую библиотеку, содержать братию и заниматься благотворительностью. В Послании князю Б.В. Кутузову Иосиф свидетельствовал, что «великая княгиня Марфа дала… с триста рублев по собе и по своих родителех, а князь велики Иван дал монастырю с полтараста рублев».

 



 
PR-CY.ru