ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

В Иосифовом Волоколамском монастыре разработали уникальную систему поминовения усопших, в которой размер вклада соответствовал характеру поминания. Практика поминания была введена Иосифом в год основания монастыря – в 1479 г. (Синодик, Исторический музей). В предисловии к синодику Иосиф указывал, что помянники являются основой материального благополучия обители: «Сих же ради душеполезных книгъ и спасительныих имамы избавитися вечныя мукы и сподобитися вечных благъ въ будущемь веце. В нынешнемь же веце сихь ради бываеть и манастырьская създание, и божественыа церкви съставление, и еже в ней всяческыхь и божественых вещей устроение, и украшение всечестными иконами, и еже на стенах писаниемъ, и животворящими кресты, и божественными Еуангелии, и священными съсуды, и святыми ризами, и всеми вещми церковными, еже от злата и сребра и бисера сътвореными, и святыми книгами» (Исторический музей). Для того чтобы вкладчики стремились давать вклады «по душе», монастырь должен стать центром организации заупокойных богослужений. Особое внимание Иосиф обращал на ведение синодиков: «И аще убо от сихь спасителныихь и душеполезныхь книгъ вся благая приобретаемь въ нынешнем веце и в будущемъ, сего ради подобаеть убо о семь настоателю и всей братии съ многым тщаниемь попечение имети, яко да на всякь день сьвръшается въ святей церкви божественаа литургиа, разве техъ дней, в них же не повелено есть литургии сьвръшатися; всегда же в понеделник и въ среду понахида да поется, в пяток же вечеръ болшаа понахида да бываеть; по заутреней же и по вечерни заупокойная литея да поется. Дръжащим же неделю священникомъ и диакономъ, тако же и прочитающему Сенаник, о семъ подобает со многым опасньствомъ попечение имети, яко да Сенаник и Повседневное Поминание тако да прочитаеться, яко же повелено есть и написано» (Исторический музей). В Иосифовом Волоколамском монастыре впервые появилось разделение на повседневное поминание и на поминание, вписанное в синодик и зависящее от размера вклада и от выбора литургического действия. В синодик вносились имена всех вкладчиков, братии и трудников независимо от размера вклада или выполненной работы. Ученики Иосифа на основании его сочинений и монастырской традиции составили подробный Обиходник в шести главах (Исторический музей; Российский государственный архив древних актов; Российская государственная библиотека), в котором содержались правила «о церковном звоне», «о пении молебнов», «о раздавании и возжигании свечей в церкви», «о погребении братии и мирян», «о поминовении братии и вкладчиков» и др.

 



 
PR-CY.ru