ИННОКЕНТИЙ, Смирнов Иларион Дмитриевич - Страница 8

Два живописных портрета Иннокентия на холсте находятся в Пензенском епархиальном училище. На более раннем (по мнению исследователей, второй половины XIX – начала XX вв.) святитель изображён в мантии и клобуке, с наградами на груди и с посохом в правой руке. Этот портрет запечатлён на фотографии 1960 гг. в кабинете архиепископа Пензенского и Саранского Феодосия (Погорского), затем хранился у его ученика архиепископа Серафима (Тихонова), после смерти которого поступил в музей Пензенской епархии. Второй портрет, написанный в Пензе в 1990 гг. (в тёмно-коричневых тонах), помещён в ряду портретов других Пензенских архиереев. Внешность Иннокентия не соответствует его облику на литографиях. Живописный портрет Иннокентия среди изображений других подвижников находился на стене приёмной кельи Макария Оптинского. Портрет святителя «в раме с порескою позолоченой мерою в 14 вершков», согласно описи, в 1847 г. хранился в собрании архимандрита Иннокентия (Порецкого) в Ростове. К прославлению Иннокентия были созданы его иконописные образы. Так, на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000 г., иконописец Наталья Валерьевна Масюкова, храм Христа Спасителя) он представлен в правой группе святителей средовеком с небольшой русой бородой и волосами на прямой пробор, в богослужебном облачении (саккосе, омофоре). В Пензенской епархии к чину канонизации Иннокентия и позднее создавались единоличные иконы. Одна из них (святитель в рост, в митре, с Евангелием в левой руке) помещалась на крышке раки в кафедральном Успенском соборе Пензы (впоследствии образ был закрыт полотном с надписью: «Дивен Бог во святых своих»). Другие иконы Иннокентия отличаются по манере письма, но близки по иконографии: поясное изображение святителя в клобуке, в архиерейской мантии, с благословляющей десницей, жезл в левой руке, на груди панагия, фон золотой. Несколько икон аналогичного извода, написанных в древнерусской стилистике, дополнены мощевиками и установлены во многих церквах Пензенской епархии, в одном из храмов на родине Иннокентия – в Павловском Посаде, в соборе Николо-Перервинского монастыря в Москве. Последний иконописный вариант был создан в 2008 г. по благословению архиепископа Филарета (Карагодина) пензенским художником Сергеем Васильевичем Шалаевым. Образ Иннокентия, выполненный в академической манере на основе литографированного портрета, максимально сохраняет черты внешнего облика святителя. Эта икона стала общепризнанным образцом. Она была установлена под сенью у раки с мощами Иннокентия в пензенском Успенском соборе. Современная роспись с образом Иннокентия есть на стене одного из храмов Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.



 
PR-CY.ru