ИННОКЕНТИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ИННОКЕНТИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на берегу реки Еды, к юго-востоку от Вологды, недалеко от места схождения дорог, ведущих в Вологду из Москвы и из Галича. Основан Иннокентием Комельским в конце XV в. О первых годах существования обители исследователям известно из «Завета», составленного преподобным Иннокентием перед кончиной (1491 г.?). К этому времени в монастыре ещё не было храма. Иннокентий завещал возвести его и освятить во имя «Иоанна Предтечи, крестителя Господня, третие обретение честныа его главы, еже есть маия 25». По «Завету», кельи ушедших из монастыря или умерших насельников оставались собственностью игумена и братии. Монахам запрещалось торговать кельями или менять их, «но кийждо в своих келиах живет». Это свидетельствует, что при жизни основателя обитель была, скорее, скитом, а не общежительным монастырём. Иннокентиев Комельский монастырь упоминается в разъезжей грамоте от 8 декабря 1536 г., определявшей границы владений соседнего Пвлова Обнорского монастыря: «На розъезде были... Инокентьевы пустыни строитель Варлам... да Инокентиевы пустыни крестьянин Неклюд Опарин». Последний, как полагают исследователи, был основателем деревни Неклюдово, которая позже числилась в вотчине монастыря. Таким обризом, в 1530 гг. у Иннокентиева Комельского монастыря уже была вотчина и, следовательно, обитель уже была общежительной. В 1538 г. территория Комельской волости была разорена казанскими татарами, монастырь, стоявший на дороге, по которой со стороны Костромы и Галича двигались татары, пострадал одним из первых. Об этом свидетельствуют Житие преподобного Иннокентия и более подробно Житие преподобного Павла Обнорского: «А тогда их воеводы стояли на волоку на Леском (через Лежский Волок проходила дорога, связывавшая Вологду с Галичем и Костромой), и пришли во Инокентиеву пустынь безвестно, и ту церковь великого Иоанна Предтечи сожгли и келии, и три старца посекли. И... христиан пустыни тоя мечю предаша, а иные в плен отведоша. Неции же от них убежаша, многие раны о себе носящее, бежаша ко обители преподобного Павла и возвестиша вся ту живущем» (Исторический музей). Таким образом, к моменту нашествия казанских татар церковь, которую завещал построить преподобный Иннокентий, уже существовала, в монастыре кроме строителя жили не менее трёх старцев, значительным было число принадлежавших обители крестьян. К середине – второй половине XVI в. Иннокентиев Комельский монастырь был восстановлен, о чём свидетельствуют упоминания в жалованной грамоте 1623 г., а также в жалованных грамотах, ранее данных обители царями Иваном IV Васильевичем Грозным и его сыном Фёдором Ивановичем (Российский государственный архив древних актов).

 



 
PR-CY.ru