ИОАННИКИЙ ВЕЛИКИЙ

ИОАННИКИЙ ВЕЛИКИЙ (753/754/762 – 846 гг.) – преподобный (память 3 и 4 ноября). Основные сведения о нём содержатся в двух Житиях: Первое, сохранившееся в единственной рукописи X в., создано до 14 июня 847 г. (кончины Константинопольского патриарха Мефодия) монахом монастыря Агавр Петром, лично знавшим Иоанникия Великого; второе, написанное по поручению игумена монастыря Антидион Иосифа монахом Саввой, также заявлявшем о личном знакомстве с Иоанникием Великим, дошло в большем количестве списков, древнейшим из которых является кодекс библиотеки Cтудийского монастыря первой четверти X в. Соотношения между этими памятниками являются предметом научной полемики. Большинство исследователей (Эрнст фон Добшюц, Дмитрий Евгеньевич Афиногенов, С. Манго и др.) склонны полагать, что Житие, написанное монахом Саввой, представляет собой переработку Жития авторства монаха Петра, куда под личным контролем патриарха Мефодия была внесена идеологическая правка (в первую очередь, устранены полемические выпады против студитов) в период первого патриаршества Константинопольского патриарха Игнатия (847–858 гг.). Таким образом, несмотря на то что монах Савва, в основном, даёт весьма точные хронологические указания (иногда ошибочные, по мнению исследователей, например, датирует битву при Маркеллах (792 г.), упомянутую в Житии, 796 г., чтобы защитить Иоанникия Великого от возможного обвинения в дезертирстве, т.к. в этот период святой оставил военную службу, чтобы посвятить себя духовной жизни), Житие, составленное монахом Петром, представляет собой значительно более достоверный источник, поскольку монах Пётр в изложении опирался преимущественно на рассказы Евстратия Агаврского, сопровождавшего Иоанникия Великого на протяжении десятилетий. В ряде случаев из-за расхождений между сведениями монаха Саввы и монаха Петра те или иные события жизни Иоанникия Великого (напрмер, год рождения) однозначно датировать исследователи не могут. Согласно гипотезе Александра Петровича Каждана, Жития созданы независимо друг от друга и каждое по-своему отражает предание о святом, в то время как различия в полемической направленности объясняются политическими взглядами авторов. Симеон Метафраст для переработки Жития Иоанникия Великого использовал Житие, составленное монахом Саввой. Среди других источников исследователи называют 1) каноны, в акростихе одного из которых читается имя патриарха Мефодия («Христоносному отцу Иоанникию патриарх Мефодий»); 2) сочинения Феодора Студита (одно из них адресовано Иоанникию Великому, другое – отшельнику Феоктисту, а также «Малое Оглашение»), дающие представление об отношениях в среде иконопочитателей в начале 820 гг.; 3) агиографические сочинения (Житие Михаила Синкелла, Житие Игнатия и др.); 4) источники, посвящённые «великой чистке» патриарха Мефодия («Повесть о прощении Феофила» и сочинения Мефодия).

 



 
PR-CY.ru