ИОАНН, Попов Иван Фёдорович - Страница 6

Миссионерская деятельность Иоанна нашла отражение в его книге «Сказание о обращении раскольников заволжских, монаха Филарета с прочими монахи и бельцы, и о строении у них тамо церквей Божьих и обителей» (написано не позднее 1712 г.; Н.А. Сахаров в 1874 г. опубликовал комментированный подробный пересказ рукописи, а затем и оригинал). В 1701/1702 г. Иоанн познакомился с сёстрами старообрядческого скита. Он отнёсся к ним доброжелательно, и монахини пригласили его в скит. Летом того же года на Макарьевской ярмарке монахиня Мелания познакомила Иоанна с руководителем скита Ионой и его учеником Иваном Дмитриевым (впоследствии монах Иоасаф). Осенью 1703 г. по поручению нового настоятеля скита Филарета Дмитриев прибыл в арзамасский Введенский монастырь для переговоров с Иоанном. Встретив посланца старообрядцев, Иоанн на глазах у учеников омыл ему ноги. Провожая Дмитриева в скит, Иоанн подарил ему шубу и дал лошадь: «...В то бо время мразы быша». Потрясённый рассказом Дмитриева о столь тёплом приёме, Филарет с несколькими учениками прибыл к Иоанну. В октябре 1703 г. в течение трёх суток, по словам Иоанна, продолжались его беседы с Филаретом: «...Отличавшиеся... строгой последовательностью мысли... при простоте и ясности речи, производили на собеседников неотразимое впечатление». На четвёртый день Иоанн пригласил старообрядцев принять участие в православном богослужении. Во время литургии Филарет пел и читал на клиросе, после службы Иоанн подал старообрядцу просфору. Когда Филарет вернулся в скит, то предложил его насельникам перейти в православие. Обряд воссоединения с православной церковью был совершён Иоанном в ближайшем к скиту Спасском монастыре на реке Кезе. Филаретов скит был преобразован в Кержебелбажский Успенский мужской монастырь. В 1705 г. Иоанн побывал здесь и, «приехавши, во утверждение новообращшихся ко святей церкви, и к православней вере утверждал, и учил, и две недели у них жил». Привлекая старообрядцев к православной церкви, Иоанн разрешал им совершать церковную службу по старопечатным книгам, говоря, что «несть порочны старыя книги, но паче и похвальны». «Только служитель Божий, вполне проникнутый церковным духом и преисполненный любви и снисхождения к заблуждающимся, мог в то время высказывать это без сомнения и колебания – вот первые начатки Единоверия». Впоследствии из раскола перешли в православие скит Иоасафа Емельянова, в котором жили 15 монахинь, и скит Артемия Иванова (с 20 монахинями), ставший женским Белбажским (Белможским) Троицким монастырём Макариевского уезда Костромской губернии. В 1711 г. Духовный приказ выдал Иоанну грамоту, разрешавшую принимать в Саровскую пустынь раскольников и вести с ними беседы с целью их обращения.

 



 
PR-CY.ru