ИОАНН, Попов Иван Фёдорович - Страница 3

В ноябре 1710 г. насельники представили этот проект Местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Рязанскому Стефану (Яворскому), который утвердил устав грамотой от 15 марта 1711 г. При составлении устава Исаакий использовал уставы Кирилла Белозерского, Евфросина Псковского, Нила Сорского, Корнелия Комельского, «Последование старческое новоначальным инокам, како подобает жити у старца в послушании» (известно в списках XV–XVI вв.). Автор цитирует также творения Василия Великого, Феодора Студита, Скитский патерик, Устав церковный, Номоканон. Саровский устав состоит из 24 глав, посвящённых правилам монашеского общежития. Устав строго запрещал держать в монастыре и приносить «пиянственное питие» в монастырь, принимать в кельях мирских людей, в том числе женщин и отроков (на первой неделе Великого поста им запрещался вход в обитель), писать и получать письма без ведома настоятеля, принимать беглых монахов. Искус послушников из местных жителей продолжался по уставу шесть месяцев, для «незнаемых» – три года, в настоятели устав рекомендовал избирать своих пострижеников. Четыре главы (15–18) регламентировали имущественные отношения в обители, являясь основой общежительного устава. Всё имущество в монастыре было общим, ни братия, ни настоятель не имели ничего своего не только в кельях, но и вне монастыря. Любое, даже небольшое рукоделие инок мог выполнять только по благословению настоятеля: «...Делать всё обще и во общую братию». Послушник, поступавший в обитель, обязывался отдать эконому всё своё «имение» для общего пользования. При этом он не мог в дальнейшем попросить своё имущество назад, а также претендовать на какую-либо часть для себя в монастыре, ссылаясь на свой вклад (в этих положениях Саровского устава исследователи обнаруживают сходство с главами «О укупех» и «О укорех братии» устава Евфросина Псковского). Глава 18 частично переписана из восьмой главы Устава Корнилия Комельского – «О еже не взимати кому ничтоже нигдеже без благословения игумена и келаря». Она запрещает утаивать пожертвования, данные на нужды монастыря, присваивать или раздавать монастырское имущество. Устав строго предостерегал братию от всякого рода «свар» по поводу утраты личного имущества. Глава 19 осуждает использование насильственно присвоенных результатов чужого труда и обязывает монаха питаться от труда рук своих (в этом пункте Исаакий следовал за «Преданием» Нила Сорского и «Уставом» Евфросина Псковского). Особое место в уставе занимает завет страннолюбия: «Странных и нищих поити и кормити, и не боятися никакия скудости». Дополнением к уставу являются «Правило общежительное» и «Правило келейное» Саровской пустыни, составленное Исаакием (древнейший список: Российский государственный архив древних актов, 1720 гг. – середина XVIII в., 1773 г. – автограф строителя Ефрема).

 



 
PR-CY.ru