ИОАНН, Митропольский Стефан

ИОАНН, Митропольский Стефан (1836–1914 гг.) – епископ Аксайский, викарий Донской епархии. Родился в семье причётника. После окончания Калужской духовной семинарии (1858 г.) поступил в Московскую духовную академию. Учился вместе с будущими профессорами Александром Ивановичем Гренковым и Михаилом Ивановичем Каринским. 29 августа 1861 г., ещё студентом, Стефан Митропольский был пострижен в монашество, 25 сентября рукоположён во диакона, 29 (по другим сведениям, 21) июня 1862 г. – во иерея. В 1862 г. Иоанн окончил академию по первому разряду, третий магистр XXIII курса (1858–1862 гг.). 28 сентября утверждён в степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром: сначала на кафедре церковного красноречия и церковной археологии (30 октября – 2 ноября 1862 г.), с 11–12 января 1863 г. – на кафедре всеобщей церковной истории. 17 мая 1864 г. назначен помощником библиотекаря академии. С 26 сентября того же года – соборный иеромонах московского монастыря Донской иконы Божьей Матери. Опубликованная в том же году работа Иоанна «О христианском девстве» свидетельствовала о его знании святоотеческой литературы не только в русских переводах, но и на латинском и греческом языках. Наряду с апологией девства как новозаветной добродетели Иоанн рассматривал основные возражения против него, в том числе в медицинской литературе, и искажения христианского идеала девства в секте скопцов. 27 октября 1868 г. Иоанн был возведён в сан архимандрита, 3 мая 1869 г. определён помощником инспектора академии, с 31 января по 20 июня 1870 г. исполнял должность инспектора. Особо почитал Московского митрополита Филарета (Дроздова), сказал Слово у гроба святителя, впоследствии посвятил ему издание «Два цветка из венка, сплетённого на гроб приснопамятного высокопреосвященного митрополита Филарета при встрече и погребении его в 1867 г.» (Новочеркасск, 1898 г.). К этому периоду относится написание известного труда Иоанна – обзора деяний Вселенских Соборов на основании наиболее употребляемых в изучении этой темы источников. Он использовал, прежде всего, труды древних церковных историков Евсевия, Сократа Схоластика, Созомена и Кирского епископа Феодорита, западные публикации на данную тему (Карла Йозефа фон Гефеле и др.). Первый выпуск этого труда, посвящённый первому – третьему Соборам, был издан в Москве в 1871 г. Затем автор был вынужден надолго прекратить работу в связи с пребыванием на Американской кафедре. Полностью переработанный и дополненный сведениями о четвёртом – седьмом Соборах вариант книги был издан лишь в 1896 г., в бытность Иоанна епископом Аксайским. По характеристикам Николая Никаноровича Глубоковского, Иоанн «не убоялся взять обработку истории Вселенских Соборов и в повествовательном отношении изобразил три первые из них с достаточной научностью, почему продолжатель этого дела, профессор Алексей Петрович Лебедев, не нашёл нужным снова описывать настоящую сторону».

 



 
PR-CY.ru