ИОАНН, Максимович Иван - Страница 9

В 1705 г. созданы «Алфавит собранный, рифмами сложенный от святых писаний, из древних речений» и «Зерцало от Писания Божественнаго» («Нравоучительное зерцало»). «Алфавит...» представляет собой сборник благочестивых поучений и житий святых, изложенных в стихах (около 10 тыс.), а также исторических рассказов, содержащих христианские поучения. «Алфавит...» относится к жанру агиографической поэзии в стиле барокко. Книга имеет двойное посвящение: царевичу Алексею Петровичу и Черниговской коллегии, которую автор в предисловии называет «черниговскими Афинами». В стихотворной форме представлены повествования и изречения пустынников и наставников монашества: преподобных Макария Великого, Сисоя Великого, Марка Пустынника, Памвы Египетского, Пимена Великого и др. Иоанн отдавал предпочтение тем сюжетам, в которых мученичество, аскетические подвиги, духовное наставничество проиллюстрированы яркими примерами из жизни святых. По мнению некоторых исследователей, при подготовке жизнеописаний святых для «Алфавита...» Иоанн использовал не только византийские и русские источники, но и католическую литературу, в частности, книгу польского иезуита Петра Скарги «Жития святых», что видно на примере жития Алексия, человека Божия. Хотя большинство житий краткие, но отдельные жизнеописания святых, например, «Дионисий Ареопагит», «Алексий, человек Божий», «Святой апостол Пётр», «Иоанн Милостивый», значительны по объёму. Некоторые стихотворные жития святых имеют непривычные для традиционной агиографии формы; так, житие «Алексий, человек Божий» содержит поздравление царевичу Алексею Петровичу с тезоименитством, а «Святой апостол Пётр» совмещает жизнеописание апостола с панегириком императору Петру I. Автор использовал древнегреческие сюжеты, из жизни царей Мидаса, Крёза, тирана Поликрата («князя Поликарпа»), Александра Великого (Македонского) и др., в которых эти персонажи выступают как воплощение быстротечности и тщетности человеческой жизни. В повествовании «Царь Александр» передаётся беседа Александра Македонского с философом Диогеном. Ответы философа-язычника, показавшего преимущество нестяжания перед обладанием многими сокровищами, Иоанн приводит как пример христианину. Повествуя о чудесах Божьих, Иоанн подчёркивает их назначение – направить сознание и волю человека к его спасению. «Алфавит...» заключает в себе некоторые богословские моменты; в частности, под буквой «Омега» Иоанн пишет, что настоящий путь к богопознанию проходит через самопознание, через нравственное самосовершенствование. В другом месте этого сочинения он размышляет о Промысле Божьем, о богостроительстве мира. «Зерцало от Писания Божественнаго» («Нравоучительное зерцало»), посвящённое генеральному судье Василию Леонтьевичу Кочубею, в 1705 г. издавалось дважды.

 



 
PR-CY.ru