ИОАНН, Иване, Иованее, Конкозисдзе

ИОАНН, Иване, Иованее, Конкозисдзе – грузинский гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-литературной школы (X в.). Гимнографический канон Иоанна мученику Або Тбилисскому помещён в невмированный гимнографический сборник «Иадгари» Микаела Модрекили (Институт рукописей имени  Корнелия Кекелидзе, 978-988 гг.; первое издание осуществил Павел Иесеевич Ингороква, второе – Важа Александрович Гвахария, третье – С. Кубанеишвили, четвёртое – С. Цаишвили) среди песнопений, посвящённых празднику Крещения Господня (6 января) и дню памяти мученика Або (8 января). Канон включал девять песней, позже вторая песнь была изъята, а десятая «Хвалите» добавлена, её основой является 148-й псалом. На полях рукописи крестами помечены начало и конец каждого песнопения, что характерно для всех канонов сборника Микаела Модрекили. Каждый первый тропарь канона Иоанна посвящён празднику Крещения Господня, остальные – мученику Або. В некоторых тропарях затрагиваются обе темы, что позволяет исследователям говорить о параллелизме образов и событий, заложенном Иоанном в основу своего произведения. Мученический подвиг св. Або в ночь на Богоявление представлен как аллюзия на события, связанные с Крещением Господним и в широком смысле – со всей евангельской историей. Для Иоанна время и пространство – священные реалии, «сегодня» в его интерпретации выражает не только конкретный временной промежуток, но и философское понятие времени в целом. Агиографические сведения о святом автор черпает из Мученичества св. Або, созданного в 786–790 гг. очевидцем событий Иоанном Сабанисдзе. Иоанн восхваляет мученика Або, который видел Спасителя «внутренними очами»: благодать Господа привела святого к той вере, за которую он принёс в жертву свою телесную жизнь и обрёл Бога в себе. Исследователи отмечают, что внутренний ритм и эвфония (в частности, аллитерация) придают песнопению эстетически выдержанную форму, заостряют внимание на значительном и возвышенном, как, например, в отрывке «В тумане Бог кажется Непознаваемым...» Несколько тропарей сопровождаются рефреном: «Прославленный Боже наш, благословен Ты еси паче всех». Канон содержит специфические выражения, символы, характерные для гимнографического жанра, в каноне использованы анафоры (звуковая, лексическая, синтаксическая), что свидетельствует об изысканном литературном вкусе автора. В рукописи Института рукописей имени Корнелия Кекелидзе имя гимнографа дано в народной форме (Иване), на основании чего П.И. Ингороква предположил, что Иоанн был светским лицом. Однако то, что имя написано с употреблением титла, позволяет исследователям говорить о возможной пропущенной букве «о», что позволяет исследователям прочитать его как Иоване, т.е. в обычной для X в. форме употребления имён духовных лиц. П.И. Ингороква на основании упоминания в агапе №37 под 14 января из синодика «Афонского сборника» (Институт рукописей имени  Корнелия Кекелидзе) редкого имени Конкози: «Поминание Сула, Фарсмана и отца Чорчанели, и Конкози и Цуари...» – интерпретировал его как имя отца Иоанна. Тогда, опираясь на контекст агапы, позволяющий предположить, что все упомянутые лица носили фамилию Чорчанели, исследователи трактуют Конкозисдзе как сын Конкози и также относят Иоанна к этому роду.

 
PR-CY.ru