ИОАНН, Вишенский, Вышенский - Страница 8

Выводы Иоанна не имеют характера теоретических обобщений, но являются призывом к действию, обращённым к конкретным людям – «братьям руского народа», «любимой Руси» – православным в Речи Посполитой, которые живут в условиях жестокой дискриминации со стороны католической церкви и государства. Глубина понимания событий, точность оценок, несмотря на их полемическую заострённость, непосредственность и яркость изложения делают сочинения Иоанна одним из основных источников для изучения религиозной жизни в Польско-Литовском государстве на рубеже XVI и XVII вв. Публицистический характер сочинений Иоанна определил особенности авторского стиля. По мнению исследователей, в произведениях Иоанна отсутствует план, главная тема перебивается пространными отступлениями. Для произведений характерны эмоциональность, полемический тон, обличительный пафос, ядовитая ирония, сатира. Экспрессивность изложения усиливается благодаря частому использованию синонимических рядов, в которых слова могут рифмоваться, череды эпитетов, сравнений, антитез. Исследователи отмечают, что лексика Иоанна преимущественно церковнославянская со значительной примесью польских заимствований и диалектизмов, часто встречаются неологизмы. При жизни Иоанна его сочинения не были изданы (кроме одного, отредактированного издателями и опубликованного анонимно). Исследователи полагают, что причиной тому был их резко оппозиционный по отношению ко всему строю общественной жизни в Речи Посполитой характер, одобрявшийся не всем православным сообществом. И.П. Ерёмин обратил внимание на то, что Иоанн не упоминается ни в одном из современных ему перечней православных писателей: ни в униатском сочинении «Sowita wina» (Wilno, 1621 г.), ни в «Палинодии» Захарии (Копыстенского; 1617–1623 гг.). Исследователь высказал предположение, что сочинения Иоанна принадлежали к числу «злоречивых сочинений», распространение которых каралось законом. Труды Иоанна известны, по крайней мере, в 12 списках XVII – начала XX вв. (одна рукопись относится к концу XVII в., две – к XVIII в., остальные списки датируются XIX – началом XX вв.). Только одна (древнейшая) рукопись имеет юго-западнорусское происхождение, остальные списки великорусские, из них десять старообрядческих. Полное собрание сочинений Иоанна впервые было издано в 1955 г. И.П. Ерёминым на основе пяти списков, включая древнейший. Написанные в конце 1580 – 1590 гг. десять произведений Иоанна были объединены автором в сборник «Книжка...», составленный около 1599 – 1601 гг. по образцу опубликованной в 1598 г. в Острожской типографии «Книжицы в десяти разделах». Сборник открывается предисловием, затем следуют оглавление, вступление «О чину прочитания сего писания».

 



 
PR-CY.ru