ИОАНН, Вишенский, Вышенский - Страница 3

Монашеский постриг Иоанна и отъезд на Афон состоялись до заключения Брестской унии, объявленной 9 октября 1596 г. Об этом Иоанн пишет в одном из сочинений: «Сам на той час (к 1596 г.) у ваших краях несьм был». Для исследователей остаётся нерешенным вопрос о том, где именно Иоанн принял монашество. По утверждению В.П. Колосовой, Иоанн был пострижен в Преображенском монастыре близ города Дубно на Волыни. Своё мнение исследовательница обосновывает ссылкой на экземпляр издания сочинения «О постничестве» (Острог, 1594 г.) Василия Великого из собрания Библиотеки Вильнюсского университета. В книге есть пространная дарственная запись, в которой, в частности, сообщается, что «священноинок Иоанн, постриженец свято-спасский» пожертвовал издание монастырскому храму Преображения Господня близ Дубно. Подчеркнув схожие особенности языка и стилистики в сочинениях Иоанна и в записи, исследовательница пришла к выводу, что запись является автографом Иоанна. Дубенский Преображенский монастырь, основанный князьями Острожскими, впервые упоминается в грамоте князя Константина Константиновича игумену Иосифу и братии от 30 марта 1571 г. Поскольку Иоанн до принятия монашества, по всей видимости, был связан с князем Константином Острожским, то постриг Иоанна в Дубенском монастыре исследователи считают возможным. Исследователи проводят параллель между Иоанном и странствующим монахом-просветителем и книгопечатником, членом Луцкого Крестовоздвиженского братства Павлом (Домжив-Лютковичем), младшим современником Иоанна. Они считают, что оба были связаны с Уневским Успенским монастырём (в селе Унев; современный Перемышленский район Львовской области). Иоанн бывал также в Спасском мужском монастыре Перемышльской епархии (современное село Спас Старосамборского района Львовской области) и в жидичинском во имя Николая Чудотворца монастыре в местности Жидичин (предместье Луцка). Эти обители Иоанн упоминал в сочинении «Порада...» (вскоре после 1596 г.), осуждая проведение неподалёку от них праздничных ярмарок, поскольку это «ест мерзко Богу». Высказывались также мнения о пребывании Иоанна в Люблине и в Остроге (Ярослава Михайловна Стратий). К середине 1590 гг. Иоанн находился на Афоне. По мнению исследователей, он не состоял ни в одном из афонских монастырей, но переходил из обители в обитель, останавливался в скитах, некоторое время подвизался в пещере. В сочинении «Зачапка…» он именует себя «Христофор инок, русин, во Святей Афонстей горе странствуяй». В заголовках других сочинений Иоанн называл себя «странствующим», «скитником», в письме Иову (Княгиницкому) писал о трудности скитания «от келия до келия и от монастыря до монастыря». Некоторое время жил в Зографе, где с середины XVI в. подвизалось значительное число иноков западнорусского происхождения.

 



 
PR-CY.ru