ИОАНН, Вишенский, Вышенский - Страница 2

В сочинениях Иоанна также заметно его особое отношение к князю Константину Константиновичу Острожскому. В отличие от других православных писателей того времени, прославлявших князя как главного защитника православия в Речи Посполитой, Иоанн не писал о заслугах киевского воеводы перед православными, напротив, полемист упомянул смерть его сына-католика Константина, скончавшегося в 1588 г. бездетным, как пример того, какими последствиями грозит измена православию. По мнению исследователей, знание повседневной жизни князей Острожских (наиболее богатых православных магнатов в Польско-Литовском государстве) не позволяло Иоанну, проповеднику строгого аскетизма, написать апологию князю Константину Константиновичу. Иоанн писал о невысоком уровне своего образования: «А о собе аз и сам сведительство вам даю, яко грамматичкого дробязку не изучих, риторичное игрушки не видах, философского высокомечтателного не слыхах». Исследователи полагают, что Иоанн окончил приходскую школу, возможно, при одной из епископских кафедр (Перемышльской или Львовской), в которой давали больший объём знаний, чем в обычных приходских школах. Некоторые православные деятели – современники Иоанна критиковали его за часто встречающееся в его сочинениях мнение о нецелесообразности обучения мирским наукам. Так, игумен Виталий, настоятель дубенского Крестовоздвиженского монастыря, осуждал Иоанна, говоря, что тот сам не учился и поэтому запрещает учиться другим. В «Послании к старице Домникии...» (весна 1605 г.) Иоанн, в свою очередь, обвинял «казнодею волынского Виталия» в склонности к «латинским мудрованиям». Какое-то время Иоанн жил в Луцке, дружил с местным польским католическим каноником («мистром»), о чём сообщает в «Краткословном ответе Петру Скарге...» (1600–1601 гг.). Довольно близко он знал и Луцко-Острожского православного, с 1596 г. униатского, епископа Кирилла (Терлецкого). Иоанн писал о несомненной причастности архиерея к нескольким убийствам, совершённым в конце 1590 гг. Достоверными фактами являются также пребывание Иоанна во Львове до первого отъезда на Афон и близость к Львовскому братству. Иоанн упоминает членов Львовского братства, оказавших ему поддержку: пана Миколая (как полагают исследователи, Н. Добрянского, благотворителя братства в 1596–1604 гг.) и пана Красовского (Дмитрия?), с которым вместе Иоанн странствовал и который ему «на препитание нечто возложи». О связях Иоанна с Львовским братством говорит также тот факт, что в библиотеке братства хранилась «Кроника писаная о греках», о которой в описи библиотеки 1601 г. было сказано, что она была подарена братству Иоанном. Исследователи полагают, что та же книга упомянута в описи библиотеки 1619 г. как «Кроника о Грецком панстве, наданная от Ивана Вишенскаго, на полдести, скоростию писана».

 



 
PR-CY.ru