ИОАНН ЭФЕССКИЙ - Страница 6

Иоанн Эфесский – автор двух крупных произведений: «Церковной истории» и агиографического сборника «Жития восточных святых». Прочие работы не сохранились; об их существовании исследователям известно из упоминаний в сочинениях Иоанна Эфесского и из произведений поздних хронистов. Около 537 – 540 гг. им была составлена история гонений на монофизитов в 518–536 гг., около 545 г. – описание эпидемии чумы 542 г. в Константинополе. По мнению исследователей, позже эти сочинения вошли в состав несохранившейся части «Церковной истории». Также изначально самостоятельным произведением мог быть рассказ о попытке объединения православных и монофизитов в 570–571 гг., который вошёл в третью часть «Церковной истории». Этот рассказ изобилует необычными подробностями и написан вскоре после событий. Из произведений, ложно приписываемых Иоанну Эфесскому, исследователям известно позднее пространное Житие Иакова Барадея. «Церковная история» состоит из трёх частей. В начале третьей части Иоанн Эфесский упоминает, что уже написал «Церковную историю» в 12 книгах и двух частях, охватывающую период от начала правления Юлия Цезаря до шестого года правления императора Юстина II, т.е. до 571 г. В первой части описан период до начала монофизитских споров и кончины императора Феодосия II Младшего (450 г.). Она сохранилась лишь в немногочисленных цитатах в хронике Михаила Сирийца, относящихся к эпохе Константина I Великого. По мнению исследователей, Иоанн Эфесский опирался на труды греческих церковных историков, прежде всего, Евсевия Кесарийского. Также он пользовался некоторыми агиографическими сочинениями. Во второй части изложены события 450–571 гг.; от неё сохранились более пространные фрагменты в сочинениях Михаила Сирийца, в Хронике Зукнина, а также в анонимных хрониках 846 и 1243 гг. Полностью сохранилась третья часть (конец VII в.), состоящая из шести книг, каждой предшествует изложение основного содержания. Эта часть была завершена в последние годы жизни Иоанна Эфесского: наиболее поздняя дата, которую он приводит, – 896 г. селевкидской эры (584 или 585 г.), тем не менее, исследователи считают весьма вероятным, что Иоанн Эфесский доводит повествование до 588 г. Появление третьей части связано с начавшимися в 571 г. гонениями на монофизитов, и в этом отношении она представляет собой самостоятельное произведение, хотя и выдержанное в том же жанре и стиле, что и предыдущие две части. В предисловии Иоанн Эфесский извиняется за некоторую небрежность в хронологии, частые повторы и сумбурность изложения. Однако он надеется, что эти недостатки простительны, поскольку материал собирался в период гонений, когда Иоанну Эфесскому было трудно обращаться как к собственным записям, так и официальным документам.

 



 
PR-CY.ru