ИОАНН ЭФЕССКИЙ - Страница 3

Рассказывая о миссионерской деятельности Иоанна Эфесского, Михаил Сириец утверждал, что все вновь обращённые становились халкидонитами, однако ни в «Церковной истории», ни в Хронике Зукнина сведений об этом факте нет. Всё это время Иоанн Эфесский, как полагают исследователи, формально сохранял пост настоятеля монастыря св. Мары, регулярно бывал в Константинополе и пользовался определённым влиянием в церковных кругах. В 546 г., когда ряд высших сановников империи, в том числе префект претория Востока Фока, были обвинены в занятиях магией и совершении языческих обрядов, Иоанн Эфесский стал инициатором их изобличения. В 562 г. он принял участие в деле пяти языческих жрецов, обнаруженных в Константинополе, и лично сжигал языческие книги. В 558 г. Иаков Барадей рукоположил Иоанна Эфесского во епископа Асии (митрополия Эфес). После этого роль Иоанна Эфесского в жизни монофизитской общины Константинополя ещё больше возросла. В 550 гг. он стал помощником проживавшего в Константинополе низложенного Александрийского патриарха Феодосия I (ум. в 566 г.). Послания Феодосия часто сопровождались подписью Иоанна Эфесского. Кроме того, Иоанн Эфесский был главным администратором монофизитской общины Константинополя и продолжал пользоваться расположением двора, в то время как Феодосий после смерти императрицы Феодоры (ум. в 548 г.) в значительной мере утратил влияние. Тем не менее, Иоанн Эфесский никогда не оспаривал положение Феодосия как главы столичных монофизитов. При императорах Юстине II (565–578 гг.) и Тиверии (578–582 гг.) Иоанн Эфесский стал представителем столичных монофизитов в общении с халкидонитами, представителями императорской власти и монофизитами Сирии и Египта. Его авторитет в монофизитской среде уступал только влиянию Иакова Барадея и Бострийского епископа Феодора. Различные партии, которые образовались в среде монофизитов, пытались привлечь Иоанна Эфесского (порой против его желания) на свою сторону как посредника либо третейского судью в спорах с оппонентами. После 566 г. лидеры монофизитской партии тритеистов Тарсский епископ Конон и Селевкийский епископ Евгений хотели, чтобы Иоанн Эфесский примкнул к их ереси. В 570 г. в Константинополе по инициативе императора Юстина II состоялся диспут, третейским судьёй на котором выступил Константинопольский  патриарх Иоанн III Схоластик. Тритеистов представляли Конон и Евгений, а в числе их оппонентов упомянут Иоанн Эфесский. Однако Константинопольский патриарх Фотий I называет вместо Иоанна Эфесского Кипрского епископа Стефана. Исследователи полагают, что Иоанн Эфесский присутствовал на диспуте, однако предпочёл соблюдать нейтралитет. Позднее он написал послание Конону, предостерегая его от распространения новых учений.

 



 
PR-CY.ru