ИОАНН ШАВТЕЛИ - Страница 3

Исследователи отмечают, что своей смысловой глубиной и высокохудожественной формой канон выражает идеологическое кредо и эстетическую природу грузинской действительности «золотого века» царицы Тамары. Как следует из акростиха, песнопение было создано в храме Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Вардзия после победы грузинских войск в Басианской битве. В обильном использовании Иоанном Шавтели символических и аллегорических эпитетов учёные усматривают многочисленные параллели с метафрастическими чтениями Иоанна Дамаскина и Андрея Критского на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Воспевая Богоматерь, Иоанн Шавтели использует такие эпитеты, как «Ежевика», «Лествица», «Гора», «Жезл Ааронов», «Ларец», «Манна», «Подсвечник», «Руно» и др. Эпитеты «Царица» и «Дева» Р. Сирадзе и Н. Сулава трактуют как аллюзию к образу царицы Тамары, обителью которой считалась Вардзия, что указывает на наличие в сочинении второго смыслового плана. В каноне отражена распространённая в то время идея избранности Грузии и грузинского народа, а также бытующее в грузинской традиции мнение о Божественном происхождении грузинского царского дома Багратиони «от корней Иисусовых». Для толкования новозаветных парадигм гимнограф прибегает к иподигмам Ветхого Завета, что позволяет исследователям говорить о параллелизме образов. «Новый путь», который стал возможен с рождением Богомладенца Непорочной Девой, подан в произведении как олицетворение пути Христа, дающего человечеству возможность духовного спасения, возвращения в Эдем. Первородному греху праматери Евы противопоставлена высшая безгрешность непорочно зачавшей Сына Пресвятой Девы. Гимнограф обращается к Богоматери с мольбой освободить человеческий род от духовного плена, от незримой темницы (пещеры) преходящего мира, возвратить ему «Божественное облачение». Образу пещеры, места духовного испытания души, противопоставлен образ горы Синай, на которой Бог передал заповеди пророку Моисею. В каноне также находит отражение и полемика вокруг вопросов христианской догматики: обличаются и порицаются ереси Оригена, арианство, несторианство. Гимнограф католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони) в сочинении «Мерное слово» (вторая половина XVIII в.) посвятил Иоанну Шавтели две строфы, в риторической и витиеватой манере назвав его «сугубо сообразительным, премудрым поэтом, имеющем дарование истинно говорить». О почитании Иоанна Шавтели известно с древности.



 
PR-CY.ru