ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ - Страница 7

Севир Антиохийский, видимо, не сомневался в их подлинности; по крайней мере, он старался использовать отдельные места этого сочинения для подтверждения верности своего учения в полемике с юлианитами и халкидонитами. Иоанн Скифопольский также не сомневался в подлинности «Ареопагитик» и, в свою очередь, использовал их в прямой или скрытой полемике с ересями своего времени. Как отмечают П. Рорем и Ж. Ламоро, важной задачей для Иоанна Скифопольского было доказать, что «Ареопагитики» не написаны Аполлинарием или его последователями. По мнению исследователей, версия авторства Аполлинария была весьма распространена, причём среди православных, поскольку им приходилось бороться с использованием аполлинарианских подлогов монофизитами. Что касается доказательств подлинности, то, в частности, в Прологе Иоанн Скифопольский отвечает на вопрос, почему Ориген или Евсевий Кесарийский не упоминают о сочинении Дионисия – они не упоминают и о многих других сочинениях предшествующих авторов. Одним из важных аргументов в пользу современности автора «Ареопагитик» апостолам является предложенное Иоанном Скифопольскм толкование описанного собрания апостолов, в том числе учителя Дионисия Иерофея и его самого для «созерцания живоначального и богоприимного тела», которое Иоанн Скифопольский толкует как «тело святой Богородицы» (такое далеко не очевидное и вызывающее до сих пор споры у патрологов), толкование стало одним из источников православного понимания Успения Божьей Матери. Исследователи полагают, что под влиянием Иоанна Скифопольского присутствие Дионисия в собрании апостолов у тела Богородицы выдвигал в качестве аргумента аутентичности «Ареопагитик» в своём прологе к ним Иоанн Филопон. Кроме защиты подлинности корпуса «Ареопагитик» в Прологе большое внимание уделяется доказательству его православности. Для этого Иоанн Скифопольский обращается к триадологии «Ареопагитик», которая (что он особенно подчёркивает) строго православна, а также к христологии (при рассмотрении которой он указывает исповедание Дионисием полноты человеческой природы во Христе, что противоположно учению Аполлинария), далее обсуждает верность учения Дионисия обо всех частях творения (умопостигаемом, умопостигающем и чувственно воспринимаемом). Затем Иоанн Скифопольский подчёркивает православность «Ареопагитик» в отношении учения о телесном воскресении и суде, что было явно направлено против оригенизма. Подлинность «Ареопагитик» подтверждается в Прологе также большим числом упоминаний в них современников Дионисия, чьи имена встречаются в Новом Завете. Насыщенность «Ареопагитик» философской проблематикой объясняется тем, что они написаны по просьбе апостола Тимофея, который вёл полемику с языческой философией своего времени и, таким образом, нуждался в её философском опровержении.

 



 
PR-CY.ru