ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ - Страница 5

Таким образом, Иоанн Скифопольский является одним из значительных православных богословов первой половины VI в. Именно более всего обязаны православные рецепцией «Ареопагитик», отдельные места которых в ином смысле пытались истолковать в то же самое время монофизиты, в частности Севир Антиохийский. Само же создание схолий П. Рорем и Ж. Ламоро датируют на основе ряда косвенных свидетельств 537–543 гг., т.е. первой половиной епископства Иоанна Скифопольского. В.М. Лурье, который существенно сдвигает время жизни и творчества Иоанна Скифопольского, предпринимает попытку передатировать и время создания схолий и Пролога, полагая, что они были написаны вскоре после того, как «Ареопагитики» получили окончательную редакцию, в которой по всему тексту проводится мысль о принадлежности авторства Дионисию Ареопагиту. Согласно В.М. Лурье, схолии следует датировать временем после 518 г., т.е. 520 гг., но не между 537 и 543 гг., как считают П. Рорем и Ж. Ламоро. Такая передатировка не получила признания. Как бы ни решался вопрос датировки схолий, исследователи говорят, что полемика Иоанна Скифопольского с монофизитами, как и с противниками Кирилла Александрийского из дифизитов, оказала значительное влияние на Иоанна Скифопольского схолиаста. Немаловажным фактором при написании схолий исследователи считают и полемику с оригенизмом евагрианского толка, разгоревшуюся в это время в Палестине. Серьёзную роль играл также имевший место в первой полоивне VI в. диалог христиан с языческой философией, в первую очередь, с неоплатонизмом, часто носивший характер открытого противостояния (например, полемика Иоанна Филопона с Проклом и Симпликием или закрытие Афинской академии императором Юстинианом I). Схолии Иоанна Скифопольского к «Ареопагитикам», которые написаны во многом в диалоге с языческой философией, представляют собой яркий пример использования неоплатонической мысли христианским богословом, стоявшим на строго православных позициях. Среди библейских источников, на которые опирается Иоанн Скифопольский в своих сочинениях, в первую очередь, в Прологе и схолиях к «Ареопагитикам», П. Рорем и Ж. Ламоро отмечают «Гекзамплы» Оригена (в то время как сами «Ареопагитики» опираются только на Септуагинту). Иоанн Скифопольский в своих схолиях привлекает внимание читателя к тому, какие именно тексты Нового Завета используются в «Ареопагитиках», признавая свидетельство этого сочинения весьма важным, поскольку Дионисий Ареопагит, считавшийся автором корпуса, жил в I в. Иоанну Скифопольскому принадлежит заслуга идентификации многих библейских цитат «Ареопагитик»; подобная идентификация часто является своеобразным толкованием и расширяет возможности для понимания аргументов автора.

 



 
PR-CY.ru