ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ

ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ – защитник Халкидонского собора, схолиаст корпуса «Ареопагитик», как полагают исследователи, епископ Скифополя (столицы византийской провинции Палестина Вторая; после 536 г. и до 548 г.). Биографические сведения об Иоанне Скифопольском весьма скудные. Исследователи предпринимали попытки реконструкции его биографии, обстоятельств жизни и творчества; наиболее подробное исследование жизни и творчества Иоанна Скифопольского осуществлено П. Роремом и Ж. Ламоро; в статье Вадима Мироновича Лурье предпринимается в развитие некоторых соображений Мишеля ван Эсбрука попытка передатировать время расцвета творчества Иоанна Скифопольского и написания им схолий к «Ареопагитикам». Среди редких упоминаний об Иоанне Скифопольском ближайших к нему по времени православных писателей исследователи считают наиболее важными сведения о нём, сообщаемые в контексте полемики с монофелитами в VII в. Так, Иерусалимский патриарх Софроний I говорит об Иоанне Скифопольском в антимонофелитском флорилегии, приложенном к его соборному посланию 634 г. Флорилегий не сохранился, но сведения о нём есть у Константинопольского патриарха Фотия, согласно которому «иже во святых Иоанн, епископ Скифополя, премудро и вдохновенно выступил в защиту Халкидонского собора». Папа Римский Агафон писал об Иоанне Скифопольском как об одном из почитаемых св. отцов, защищавших учение о двух природах и двух действиях во Христе, и в этой связи имя Иоанна Скифопольского прозвучало на шестом Вселенском соборе. Одним из ранних упоминаний заслуг Иоанна Скифопольского является отрывок из сочинения Леонтия Иерусалимского «Против монофизитов» (датируемого либо 538–544 гг., либо, согласно гипотезе Д. Краусмюллера, второй половиной VI – началом VII вв.), где о епископе Скифополя Иоанне говорится как о разоблачителе в контексте полемики с монофизитами подлогов аполлинариан, распространявших сочинения своего учителя, в частности, под именем Римского епископа Юлия I. Леонтий Иерусалимский свидетельствует, что Иоанн Скифопольский провёл тщательное сравнение этих подложных сочинений с подлинными сочинениями Аполлинария Лаодикийского и выявил подлог, так что противникам Халкидона нельзя было основываться на этом сочинении как на святоотеческом. Эти сведения важны в связи с тем, что Иоанн Скифопольский, человек известный умением критически относиться к источникам, отстаивал в то же время подлинность «Ареопагитик», т.е. принадлежность корпуса Дионисию Ареопагиту, которого апостол Павел поставил епископом Афинским. В сочинениях противников Иоанна Скифопольского наиболее важными исследователи считают свидетельства о нём, которые встречаются у строгого дифизита, представителя Антиохийской школы Василия Киликийца и у монофизита Севира Антиохийского.

 



 
PR-CY.ru